18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

КУЛЬТУРНЫЙ КОД: тропа исконных искусств

Главные герои нашего нового фотопроекта – мастера народных промыслов, которые на вес золота. Взять, например, балахнинское кружево – ни одна машина не справляется так, как толковая мастерица. Навыки передаются из поколения в поколение, изделия удачно интегрируются в нашу повседневную жизнь, а их мотивы и вовсе вшиты в наше ДНК – в детстве нас гипнотизировали ажурные узоры на зимних окнах да расписные цветы на красавицах-матрешках. Все это наше коллективное бессознательное и наш культурный код. Ведь как говорят мастера, человек неотделим от своих традиций.

Хохломская роспись

Елена Галкина, главный художник АО «Хохломская роспись»

Елена Галкина, главный художник АО «Хохломская роспись»

Хохлома – визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей России.
У промысла есть свои парадоксы: палитра скромная, но в ней закодированы жизненные циклы и непрерывное движение. Красный – красота и огонь, золотой – энергия солнца и плодородие, зеленый – природа и весна, черный – земля.
Переломным моментом в истории хохломского орнамента мастера считают визит Людмилы Зыкиной в Нижегородскую область. Зыкина любила ландыши – специально для нее Заслуженный художник России Татьяна Баранова разработала новый орнамент с ландышами на зеленом фоне. Этот орнамент останется в истории хохломы навсегда.

Чкаловский гипюр

Наталья Харламова, старший художник ЗАО «Гипюр»

Наталья Харламова, старший художник ЗАО «Гипюр»

За 100 с лишним лет чкаловский гипюр несколько раз менял названия, но свою самобытность и особый шарм сохранил вплоть до наших дней. Разнообразие и уникальность промысла строится на элементах узора. Их около 50: «тень», «копеечка», «цепочка» и другие.
Первое время основу орнамента составляли традиционные ромбовидные узоры, после войны мастерицы стали обращаться к природным мотивам.
Сейчас в постановке орнамента ограничений нет. На панно разыгрываются сюжеты русских сказок, все так же застывает строгая геометрия и тянутся к высокому небу церковные купола.

Балахнинское кружево

Мария Карташова, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса

Мария Карташова, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса

«Балахонки до слепу кружева плетут», – говорили в старину.
Со временем промысел трансформировался, но техника осталась неизменной – многопарная, самая сложная и подвластная лишь балахнинским кружевницам.
В Балахне адаптировали на свой лад заграничные орнаменты, чтобы потом вся Европа потеряла голову от неповторимого «балахонского манера». В нем ажурные узоры зимушки на окнах и деревянная резьба на русской избе смешивались с пышными розами, гроздьями винограда и плодами граната.

Городецкая роспись

Наталья Приваловская, главный художник фабрики «Городецкая роспись»

Наталья Приваловская, главный художник фабрики «Городецкая роспись»

Сначала были городецкие прялки. На их донцах вырезались орнаменты и даже разыгрывались сюжеты. Потом мастера взяли кисти и стали расписывать и прялки, и шкатулки разные, и мебель, и предметы интерьера.
Деревенская жизнь играет на дереве сочными красками по сей день: девицы поют и пляшут, молодцы скачут на конях бравых, бегают гуси, цветут розы, приходит морозная зима и расцветает весна. А в домиках собираются на чаепития, плетут да вышивают.
Богатая цветовая палитра, тихая жизнь провинции и цветочные композиции: городецкая роспись дышит полной грудью, сохраняя русские мотивы в их первозданном виде.

Городецкая золотная вышивка

Наталья Сергеева, главный художник фабрики «Городецкая золотная вышивка»

Наталья Сергеева, главный художник фабрики «Городецкая золотная вышивка»

Золотые нити плавно стелются на роскошные шелка, вырисовывая травушку-муравушку, гроздья винограда, а иной раз даже сказочных птиц с пышными хвостами.
Центрами золотого ремесла издавна были Арзамас и Городец: на швейных мастерских держалась вся экономика, а заказы приходили даже с заграничных земель.
Золотная вышивка легко находит своего ценителя и в наш век: ее изысканные орнаменты украшают и подиумные коллекции, и предметы интерьера, и ювелирные изделия.

Павловские ножи

Сергей Байдаков, генеральный директор ООО «Коваль»

Сергей Байдаков, генеральный директор ООО «Коваль»

Павлово – ножевой бренд России и «холодная» гордость Нижнего. Металлический промысел здесь начинал набирать обороты аж с XVI века, а главной его фигурой стал Александр Штанге: немец по происхождению, в XIX веке он получил гражданство и поселился в Нижегородской области, собрав ремесленников в первую артель.
Сейчас павловские столовые приборы, кинжалы, сабли, топоры и охотничьи ножи ценят и за качество, и за верность традициями, и за привлекательный внешний вид.

Казаковская филигрань

Борис Тупичкин, главный художник фабрики «Казаковская филигрань»

Борис Тупичкин, главный художник фабрики «Казаковская филигрань»

Поезд съедает километры железнодорожных путей, рыжие поля сменяются на широкие реки, тихонько побрякивает стакан. Внимательный пассажир заметит – филигрань.
А кто-нибудь с верхней полки обязательно расскажет, что центр филигранного производства – село Казаково в Нижегородской области. И филигранный подстаканник – первая вещь, сделанная мастерами по металлу – незадолго до начала Великой Отечественной войны они объединились в Казаковскую металлическую артель.
Казаковские изделия особенные: филигрань в них используется как основа для цельного предмета, расписанного ажурным узором. Новый век предложил новые тенденции. А мастера ими воспользовались. Теперь в изделиях находит место и золочение, а в узор включают и хрусталь, и финифть, и разные камни.

Текст: Анастасия Рассохина, Анастасия Андреянова
Фото: Арина Федотова
Продюсер: Алина Абрамова
Стиль: Юлия Борисенко
Одежда: Oksana Kosareva
Макияж и прическа: Юлия Самарина
Декор: студия декора Your Key
Локация: фотостудия Comilfo
Видео: Ольга Гафурова

Директор по фотографии: Юлия Зудилина

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: