18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Ребрендинг городецких наличников

Проект «Искусство» совместно с культурным центром «Лев и вишня» работают над новым трендом. Воссоздают элемент архитектуры XIX века, сохраняя исторический контекст и делая уклон на самобытность. Основная задача – показать, как предмет локальной культуры может трансформироваться и не терять аутентичность со временем, как он способен преобразить даже самый простой дом. Авторы используют исключительно модные цвета и применяют актуальные дизайнерские решения. Получается идеальная интеграция в современную фэшн-повестку. Мы пообщались с автором проекта Анной Бобровой и выяснили, почему наличники, почему именно из Городца, что в них особенного и какие еще эксперименты стоит ждать. 

Анна Боброва

Анна, расскажите, как вам пришла идея создать такой необычный проект – переосмысление старинных вещей и внедрение их в концепт современного искусства?

Изначально, когда задумывали проект «Искусство», который развернулся на базе брендового магазина RUSSKIYE Central Market, хотели не только привозить художников из разных городов, но и поддерживать нижегородских авторов и ремесленников. Так как в 2022 году во время путешествия по городам области мы со знакомой художницей осознали, какое количество талантливых людей там проживает. Однако, к сожалению, заметили, что все эти мастера никак коммерчески не реализованы. Так у нас и появилось свое видение, как можно представлять работы современных авторов и грамотно интегрировать в пространство: это должно быть что-то трендовое, но с уклоном на исторический контекст и самобытность тех людей, которые этим занимаются.

А как начали работать с наличниками?

В Городце познакомились с проектом «Лев и вишня», которым руководят Галина Торопкина и Наталья Дукантони. Они занимаются тем, что находят старинные наличники, реставрируют их и либо возвращают обратно на окна домов, либо размещают в музеях. Благодаря им родилась идея полностью воссоздать этот элемент архитектуры XIX века, но добавить в него что-то новое. Поэтому наши мастера применяли техники тех времен и на создание первой нашей работы ушло примерно полтора месяца. Конечно, не обошлось и без вдохновения современными трендами. Так как хотелось интегрировать наличники в фэшн-повестку. Поэтому решили красить их в модные цвета, например синий или цвета зеленого яблока, и украшать самыми необычными рисунками. Вряд ли кто-то ожидает увидеть на этом элементе ананас, хотя на самом деле такой вариант оформления существовал и раньше.

Сколько их уже в вашей коллекции?

На данный момент у нас всего два наличника, но мы планируем расширять цветовую и дизайнерскую линейку.

Как так вышло, что, создавая логотип для своего проекта, вы отталкивались именно от городецких резных наличников? Чем они так впечатлили вас?

В той знаковой экспедиции по области именно Городец произвел какое-то невероятное, даже сказочное впечатление и наличники запали в душу. Так как необъяснимо, каким образом этот элемент преображает даже самый простой дом.
Казалось бы, люди, которые живут в России, настолько привыкли к такому оформлению, что уже и не обращают на него внимания, а нас это натолкнуло на такую прекрасную идею. Это вдохновило нас и на весь проект «Искусство».

Наверняка в Нижнем Новгороде можно найти не менее красивые и изящные предметы традиционного мастерства. Нет?

Наверное, это больше про людей, чем про город. Именно здесь я познакомилась с замечательными девушками Галиной и Натальей, которые увлечены своим делом. Они так горят тем, чем занимаются, что это просто удивительно. Я не встречала в Нижнем Новгороде, чтобы кто-то находил здесь старые наличники, реставрировал их и возвращал на дома.

Наталья Дукантони и Галина Торопкина

Наталья Дукантони и Галина Торопкина


 


Галина Торопкина, соорганизатор культурного центра «Лев и вишня» и куратор проекта: «Все началось с того, что я нашла выброшенный кем-то наличник. Сразу же позвонила своей коллеге Наталье Дукантони, и мы решили выложить пост об интересной находке. После нам начали звонить разные люди с просьбами забрать наличники, обнаруженные в той или иной части города.

Брошенные предметы стали копиться, и в какой-то момент их собралось около тридцати. Долго думали, что нам с этим делать, и сошлись на идее создать творческое пространство. Собирались делать солнечные часы с наличниками вместо цифр. Но, к сожалению, осуществить задуманное нам так и не удалось. Сначала столкнулись с бюрократией, а потом с пандемией.

Наличники продолжали копиться, и нужно было срочно что-то делать. И решение все-таки нашлось — начали возвращать этот предмет архитектуры в городскую среду. Важно, что мы не продаем, не покупаем и не отдаем в интерьеры наших «подопечных». Просто возвращаем туда, где они и должны быть, — в город.

Для проекта «Искусство» мы создаем наличники-зеркала. В нашей команде есть резчики Михаил Сиротин и Роман Кисельников, которые по старинным образцам воссоздают их. Михаил занимается пропильной резьбой, Роман — глухой. Чаще всего объединяем умения мастеров в одном изделии и в итоге получается моделированная прорезь».


 

Есть ли в этом финансовый интерес?

Нет. Единственное, что мы хотели, чтобы эта техника жила, а мастера могли показать свои способности. Хотели продемонстрировать трансформацию предмета русской культуры. Но при этом у нас не было цели поменять его или утрировать, у нас была цель оживить его.

Как вы находите мастеров для «Искусства»?

Кого-то в социальных сетях, кто-то сам приходит, с кем-то знакомимся на выставках. Еще есть галереи, которые сами привозят нам художников. На самом деле всегда по-разному, но пока у нас не было проблем с поисками. Я думаю, что сейчас, когда про наши наличники узнает больше людей, появятся еще авторы, которые будут готовы с нами работать.

Какое из представленных в «Искусстве» творений нравится вам самой больше всего? Оставили бы вы этот предмет для украшения своего дома?

На самом деле абсолютно все. Я считаю, что любой проект — это отражение его автора. И RUSSKIYE Central Market, как магазин, — это отражение вкуса и стиля владелицы, и проект «Искусство» — это взгляд команды на творчество. Поэтому могу сказать, что мы не привозим ничего, что не нравилось бы нам самим. Все под разное настроение, цели и задачи, поэтому выбрать одно сложно. Но точно могу сказать, что со всем этим можно жить и существовать в одном пространстве.

Почему вы решили взять за основу проекта переосмысление старого, а не создание чего-то нового?

Делать что-то новое — это, безусловно, классно, но нельзя создать ничего нового, не обращаясь к истокам. Проект помогает развиваться людям, которые не дают уйти в забвение тому, что уже было придумано когда-то давно. И мне кажется, очень важно это не потерять, потому что человеку нужно знать, где его корни, и всегда об этом помнить.

На какую аудиторию делаете упор?

Хочется верить, что наша аудитория — это люди, которые интересуются модой и искусством. Люди, которые либо идут в ногу со временем, либо немного опережают его. Те, у кого хорошие насмотренность и вкус, поэтому они могут оценить нестандартные, непохожие на другие вещи.

Какие у вас дальнейшие творческие планы?

Делать больше коллабораций, искать больше авторов, привозить в Нижний Новгород новые проекты, новые работы и сотрудничать с местными мастерами. Я убеждена, что если так нужно, то все само хорошо пойдет и ничего специально подталкивать не придется. Сейчас для команды это способ самовыражения. Это больше идеологический проект про любовь к продукту и его авторам.

Текст: Ирина Аристоклеева
Фото: Александр Гордеев, архив редакции

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: