18+
  • Город
  • Реставрации
  • топ50нн2023
Реставрации

Александр Казарин

Член-корреспондент Российской академии художеств Александр Казарин составил карту советских мозаик, в которой собрал информацию о 179 объектах монументально-декоративного искусства Нижегородской области (в этом ему помогла искусствовед Светлана Никольская). И сейчас занимается их восстановлением (превращает Нижний в музей под открытым небом). Говорит, для него это возможность удовлетворить потребность души, а для нижегородцев – возможность наконец прозреть.

Большие дела не делают на заказ. Их делают, потому что душа требует. Каждый на это способен, у каждого внутри есть потребность. Тут важно найти свою линию.  Моя – монументально-декоративное искусство. Да, это грантовая история, помогает государство. Но идея и желание собственные.


Часто о художниках начинают говорить уже после их смерти. Я сам художник и понимаю, о чем говорю. Исключения есть, но по большей части все так. То, что мы сейчас восстанавливаем, создавали лет 30–40 назад. Это срез наших родителей. Например, оформлением нижегородского метро занимался Владимир Логинов. Да, он по-прежнему работает, ему 70 лет. И создавал он недавно, поэтому до людей еще не дошло, насколько это все круто.


Сейчас проще вместо произведения искусства сделать баннер. Это дешевле. Мы, художники, рады реставрировать, актуализировать и прочее. Но нужно ли это остальным? Люди не ценят то, что им досталось. Это основная проблема, над которой мы сейчас работаем.

Но для меня это еще и личная история. Мой учитель Валентин Васильевич Любимов – один из ведущих монументалистов Нижнего Новгорода. У него огромное количество мозаик, которые также требуют реставрации. И мне важно восстановить его работы.


Нельзя точно установить авторство таких произведений. Работы в музеях всегда подписаны, у этих подписи нет. Мы можем понять по стилю, но это будет не стопроцентная информация. Хотя люди уже начали интересоваться, звонить и говорить, где мы правы, а где нет.


Стереотип: мозаика советского периода носит агитационный характер. 95 процентов тем – про отношения между людьми, творчество, здоровье, труд, спорт. Также все думают, что у нас есть цель вернуться в то время. Нет. Как тогда вообще ничего делать не надо. Это будет не аутентично, подражательно. Я сторонник того, что нужно все знать и хранить, но делать свое.

Искусство нельзя рассматривать вне связи с историей. Искусство всегда работает на актуальную тему. Каждая эпоха требует своего подхода. То же самое с искусством советского периода. Его нужно рассматривать в контексте того времени. Нет будущего у тех, кто не знает своего прошлого. Да, его не надо идеализировать. Его надо объективно оценивать. Не стоит превращаться в архив.


В СССР были работы разного качества. А мы стараемся выделить из них те, которые имеют художественную ценность. На данный момент у нас 179 объектов по всей области. Уже создали специальную карту. Там и мозаика, и рельефы, и витражи. Все проверили, съездили на каждый объект. И разделили их на две категории –  художественные и сакральные. Аналогов нет.


Дзержинская мозаика круче нижегородской. Хотя это молодой город, его создавали как закрытый промышленный. Но это доказывает тот факт, что монументально-декоративное искусство еще слишком молодое, чтобы люди его ценили.

 

Уже реставрируем мозаики на детских садиках Нижнего Новгорода, мозаичное панно в Чкаловске и две работы в храмовых комплексах.

Текст: Анастасия Андреянова

Фото: Анастасия Волкова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: