18+
  • Город
  • Город
Город

Василий Чуфарин: «Мрак это, конечно, когда у тебя телескоп лежит без дела»

Астрофотограф может потратить десять ночей на то, чтобы сделать один удачный кадр, открыть окно в небо и официально спать на работе. Поговорили с Василием Чуфариным, астрофотографом, сотрудником Нижегородского планетария им. Гречко, соавтором статьи о сверхновой для журнала Nature*, о том, как это – снимать глубокий космос.

* Один из самых авторитетных естественно-научных журналов в мире, издается с 1869 года.

Все началось сравнительно недавно, несколько лет назад, когда по телевизору объявили парад планет. У меня была подзорная труба на даче, и вот тогда я с ее помощью впервые увидел Сатурн. И не какое-то мутное пятно, а четко различимый кружок с «бубликом». Это меня впечатлило, но я решил, что просто наблюдать мне не очень интересно, и я стал двигаться в направлении астрофотографии, чтобы снимать и планеты, и дальний космос. Есть много примеров того, как люди на любительские телескопы делают астроснимки не хуже «хаббловских». Ну вот абсолютно не хуже «Хаббла»*! Хотя у иных любителей комплект оборудования может стоить как квартира.

* Обсерватория NASA на орбите Земли.

Сейчас снимаю на свой телескоп, который находится в Крыму, в поселке Научном, в обсерватории у известного астронома Сергея Назарова. Управляю телескопом из Нижнего удаленно. С Сергеем Валентиновичем мы познакомились в интернете, он уделяет много времени популяризации астрономии, нередко бывает у нас в городе с лекциями. И вот да, в какой-то момент я попросил его разместить мой телескоп у него в обсерватории. Отправил весь сетап, то есть весь комплект необходимого оборудования, в Крым. И у нас даже сейчас какая-то немножко исследовательская деятельность совместная вырисовывается.
Работает это все просто: дистанционно подключаюсь к своему телескопу, выставляю необходимые параметры, координаты звезд, и можно спокойно ложиться спать. А утром смотрю, как все прошло. Бывает, телескоп не ухватится за звезду или облака налетят в три часа ночи, ругаешься на это. В общем, бодрствовать не обязательно. Процесс во многом автоматизирован.

Объект М45. Плеяды

Объект М45. Плеяды

Пылевая Туманность. Ирис

Пылевая Туманность. Ирис

Галактика Треугольника M33

Галактика Треугольника M33

Нижний, мягко говоря, не оптимальное место для занятия астрофотографией. В Крыму где-то около 180 ясных ночей, например, у нас в лучшем случае их 10–20. В поселке Научном работает весь цвет астрономии неслучайно. Место по-своему удивительное. То, что именно здесь построили обсерваторию – это результат специальных исследований территории. Заколдованное место в каком-то смысле, там будто бы окно в небо, то есть феноменально хорошие условия для наблюдения за звездами.

Галактика M101

Галактика M101

В мае 2023 года в галактике M101 произошла вспышка сверхновой, а я случайно этот объект снимал. И получается, что я первый в мире наблюдал разгорание этой сверхновой. Но открытие было записано на астронома-любителя из Японии, который просто раньше его зафиксировал и опубликовал. Сверхновая – устаревшее понятие. На самом деле речь идет не о рождении, а о естественной смерти звезды, которая превращается либо в пульсар, либо в черную дыру.

Мы с моей сверхновой, несмотря на то что открытие осталось не за мной, попали в очень серьезный журнал Nature (публикация была в декабре прошлого года). Благодаря тому, что астрономы из Китая взяли за основу наш материал для своего исследования. Для астронома-любителя попасть в такое издание – огромная удача. Также совместно с астрономом Кириллом Соколовским из МГУ наблюдали небо близ Кассиопеи, искали там переменные звезды. И тут тоже есть у меня одно открытие. Но самая главная моя удача, конечно, все же в том, что мой телескоп сейчас в работе. Раньше по полгода ждал неба. Мрак это, конечно, когда у тебя телескоп лежит без дела.

Туманность Ориона

Туманность Ориона

Туманность Конская Голова

Туманность Конская Голова

Туманность Хобот и ее окрестности

Туманность Хобот и ее окрестности

Главное для астрофотографа – получить детали, то есть максимально качественный снимок. Иногда, чтобы сделать хорошее фото объекта, тебе требуется 10 ночей. По факту астрофотографы соревнуются друг с другом только в одном – в качестве. Можно снять один и тот же объект – Туманность Ориона, Галактику Андромеды – так детально, так четко, как еще никто и никогда. Вот была история: один астрофотограф-любитель решил снять Галактику Андромеды не только в видимом диапазоне, но добавил еще и фильтры водорода и кислорода, и в результате была открыта туманность, состоящая из кислорода. Благодаря напористости человека получилось сделать серьезное открытие и одно из лучших фото объекта.

МКС

МКС

Астрофотографы снимают не только звезды. Вот Максим Хисамутдинов, например, делает крутые фотографии Международной космической станции. Он сам написал специальную программу для съемок, переделал свой телескоп под эти задачи. Максим сейчас, без преувеличения, лучший в мире астрофотограф МКС. Астрофотографы, специализирующиеся на таких съемках, знают его имя и завидуют ему космической завистью. Думаю, однажды он опубликует фото космонавта, передающего нам привет, – фото, сделанное с Земли, конечно.

Самый начальный комплект оборудования астрофотографа стоит около 30 тысяч рублей. Но сейчас есть полностью готовые телескопы, то есть не требуется по частям собирать себе сетап. И даже чему-то учиться особо не нужно. Такие телескопы умеют делать всё сами, сами наводятся на нужный объект, сами выставляют оптимальные параметры съемки. С его помощью можно сфотографировать объекты дальнего космоса, а некоторые из них даже планеты умеют снимать. Ну а если вы профессиональный фотограф, разобраться в нюансах астросъемки вам будет гораздо проще.

Текст: Владимир Трепитов
Фото: Василий Чуфарин, Максим Хисамутдинов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: