18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Волгоград глазами Варвары Озериной

Директор Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова, искусствовед рассказала о своих непростых отношениях с городом и объяснила, каким она видит «свой» Волгоград.

Когда я слышу название «Волгоград», первое, что приходит в голову, – это река Волга. А еще – родина, моя и моих родителей. У нашего города очень сложная историческая судьба: Царицын – начало, довоенный Сталинград – расцвет, послевоенный – подвиг.

«Мой» Волгоград на протяжении нескольких десятков лет менялся. Конечно, это зависело только от моего взгляда, жизненных этапов, личных событий. Он был приветливым, добрым и любящим, затем он стал идейным, активным и творческим. Потом появились романтика и поиск, при этом качества предыдущих периодов только упрочились. С годами он становился строже и порой даже вынуждал разочаровываться, помогал мне строить планы и заставлял их выполнять. После напущенной строгости он вдруг успокоился и смягчился, придав уверенности.

Сегодня «мой» Волгоград – это сложный город, иногда беспощадный, иногда легкий и живой. Допуская меня, в той или иной степени, к своей внутренней организации, он заставляет менять сложившиеся с годами мнения и подходы, методы и принципы в жизни и в работе. Городской организм в последнее время для меня стал очень активным, действенным и закономерным. Его ранее размеренная волжская текучесть приобрела черты стремительного потока. Это семья, работа, это город, который наполнен не только исторической памятью, но и памятью культурной, это город, способный погрузить в воспоминания о прошлом. Понятие «мой город» работает тогда, когда город тебя принимает, но принимает тебя он в том случае, когда ты его понимаешь и любишь, даже разного.

Красивых мест в Волгограде с точки зрения градостроительной культуры не так много, и сложно сказать о чем-то новом и оригинальном. Улица имени маршала Чуйкова привлекает своим спокойствием, организованностью и насыщенностью объектами культуры. Площадь Павших борцов и Аллея Героев – это сердце Волгограда, одна из основных идейных составляющих города-победителя с торжественным выходом к реке. Улица Мира и Набережная Волги удивительно сочетают пафос победы и романтику встреч. Места эти любимы, потому что сохранили планировочные и архитектурные идеи, заложенные командой профессионалов-архитекторов высокого уровня.

Жизнь и судьба Волгограда очень широко и разнообразно представлена в произведениях живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, которые собраны в коллекциях музея изобразительных искусств, единственного художественного музея нашего региона, созданного на волне сострадания и восхищения городом-героем. В наших фондах сложилось очень весомое собрание произведений с 1920-х и до 2000-х годов. Это работы художников-сталинградцев и тех мастеров, которые приехали в послевоенный город и остались здесь навсегда: Федора Суханова, Василия Стригина, Петра Гречкина, Бориса Осикова, Александра Червоненко, Веры Орловой, Александра Легенченко, Надежды Черниковой, Виктора Лосева и многих других. Эта часть собрания музея последовательно раскрывает образ нашего города таким, каким он восхищал и вдохновлял несколько поколений художников: восстановление города, его защитники и жители, великие стройки, архитектурные ансамбли и особенно часто, конечно, Волга. Образы Царицына и довоенного Сталинграда – это в первую очередь ностальгия, черты городского характера, образ города, которого нет. Поэтому Волгоград в изобразительном искусстве предстает не только в героическом аспекте, но и очень часто в образе лирической повседневности.

Гармония и единый стиль наблюдаются только в самом центре города, который Василий Симбирцев и создавал как ансамбль в далекие 40-50-е прошлого века, настойчиво уберегая район от стихийных застроек. Подобных масштабных ансамблей с таким сложным и многообразным содержанием не так много в мире, но в те годы была конкретная задача, которая формировала модель города – символ Победы. До войны действовала модель идеального социалистического города, например, рабочие поселки крупнейших заводов. Каким должен быть образ современного Волгограда: туристическим, индустриальным? Мне кажется, что отсутствие идейной составляющей города, отсутствие главного архитектора и главного художника и влечет «засоренность» архитектурной среды. Ранее на протяжении пятнадцати лет главным художником Волгограда был заслуженный художник Российской Федерации Михаил Пышта.

Приезжие всегда стремятся посетить Мамаев курган. И я своих гостей в первую очередь приглашаю именно туда, и не только потому, что это история и необходимость отдать дань памяти. Мамаев курган – уникальное сооружение архитектуры и монументальной скульптуры, обладающее высочайшими художественными достоинствами. В коллекции музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова экспонируется первая двухфигурная модель главного монумента архитектурного комплекса, идейное решение которой олицетворяло окончание военных действий. Однако Евгений Вучетич изменил решение памятника, в котором выразил призыв к дальнейшей борьбе, придав главному монументу динамику, и увеличил высоту монументальной скульптуры в полтора раза.
Доминирование исторической памяти над памятью культурной будет продолжаться всегда, независимо от разнообразия мнений по этому вопросу. Великое событие, с которым в первую очередь идентифицируется наш город и регион в целом, – это Победа. От этого уйти невозможно при всем желании найти новые культурные бренды.

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: