18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

Не стало маэстро Юрия Темирканова — рассказываем, каким он был (первым дирижером — рок-звездой!)

На 85-м году ушел из жизни маэстро Юрий Темирканов — художественный руководитель Филармонии им. Шостаковича. Редакция «Собака.ru» приносит соболезнование семье, друзьям и коллегам Юрия Хатуевича и вспоминает свой архивный текст. К 80-летию дирижера эссе о нем написал музыкальный критик Дмитрий Ренанский.

Валерий Плотников снял самые знаменитые портреты Юрия Темирканова. Голубая гостиная Филармонии. 1988 год

Валерий Плотников снял самые знаменитые портреты Юрия Темирканова. Голубая гостиная Филармонии. 1988 год

Старожилы площади Искусств любят вспоминать, какого шороху навел 29-летний Юрий Темирканов, явившись на одну из первых репетиций в идеально сидящем костюме из голубого денима. Сегодня, когда каждый второй молодой дирижер примеряет на себя амплуа рок-звезды, а сами академические подмостки почти утратили сакральный статус, никто бы, конечно, и бровью не повел — но в далеком 1968 году в выборе дресс-кода свеженазначенного худрука второго филармонического оркестра читался однозначный вызов привычному порядку вещей. Джинсы в Большом зале Филармонии, храме высокого искусства: по тем временам это смотрелось ни много ни мало подрывом устоев и ясно артикулируемой фрондой — исходившей, что важно, не от рядового оркестранта, а от дирижера, носителя художественной и административной власти. Этот жест говорит о натуре будущего худрука Филармонии очень многое — причем не столько о Темирканове-человеке, сколько о Темирканове-дирижере, никогда не вписывавшемся в рамки советского музыкального официоза.

Клетчатый пиджак, белая водолазка, расклешенные брюки — таким он предстает на каноническом фотопортрете конца 1970-х. Не зная, кто именно стоит перед объективом Валерия Плотникова, создавшего развернутую иконографию культурных героев позднего СССР, определить род занятий этого щеголя будет не слишком-то просто. Известный актер? Вполне возможно. Режиссер? Очень может быть. Художник? Еще вероятнее. Но музыкальный руководитель Мариинского (а тогда Кировского), второго оперного театра страны, — немыслимо, непредставимо. Дирижерская профессия тех времен знала две ролевые модели: одна — диктатор, олимпиец, громовержец, главным из которых был Евгений Мравинский. Другая — интеллектуал-парадоксалист, высокомерный и холодный игрок в бисер вроде Геннадия Рождественского. Ленинградский денди с первых своих шагов на большой сцене наотрез отказывался играть по общепринятым правилам: сегодня, после трех десятилетий царствования Темирканова на площади Искусств, нам привычнее воспринимать его как патриарха — хотя на деле он всегда оставался оппозиционером и бунтарем: остроумным, ироничным и безмерно элегантным.

Юрий Темирканов в Мариинском (тогда Кировском) театре. 1977 год

Юрий Темирканов в Мариинском (тогда Кировском) театре. 1977 год

Биография Темирканова — лучшее свидетельство того, как порой полезно оказываться на вторых ролях. Всеобщий советский моноцентризм распространялся и на культуру — так что в Ленинграде не могло быть других режиссеров, кроме Георгия Товстоногова, и других дирижеров, кроме Евгения Мравинского. Любимый ученик профессора Ильи Мусина, воспитавшего всех главных русских дирижеров нашего времени от Валерия Гергиева и Мариса Янсонса до Теодора Курентзиса, столкнулся с этим сразу после выпуска из Консерватории: все, на что мог рассчитывать юный Темирканов, — быть ассистентом Мравинского, вечной тенью филармонического полубога. Но в 1965 году Темирканов внезапно для многих предпочел плыть против течения — и решил делать карьеру самостоятельно, уйдя штатным дирижером в МАЛЕГОТ (ныне — Михайловский театр). В Филармонию, впрочем, Темирканов вернется уже очень скоро — через три сезона, возглавив второй по значению городской оркестр. В Академическом симфоническом он заслужит репутацию едва ли не главного молодого дирижера страны — и, когда в 1976-м партийное начальство задумается о кандидатуре нового худрука Кировского театра, выбор будет очевиден.


Он всегда оставался бунтарем: остроумным, ироничным и безмерно элегантным

Прозябавшая в тени Большого и почти позабывшая о своем императорском прошлом, лишенная имени и статуса экс-Мариинка в те годы работала почти исключительно для того, чтобы удовлетворять кадровый голод оперно-балетной Москвы — все лучшие молодые артисты труппы после ярких дебютов в приказном порядке переводились в столицу. Вполне естественно, что новый главный дирижер быстро стал звездой Kirov Opera — и для начала вывел симфонический оркестр театра на концертную эстраду. Именно за эту традицию конца 1970-х впоследствии ухватится Валерий Гергиев, позаимствовавший у своего предшественника и его фирменный репертуар — симфонии главного филармонического композитора ХХ века Густава Малера. Между тем Темирканов никогда не был похож на оперного дирижера par excellence, думающего в первую очередь о музыке: в новейшую историю отечественной сцены он войдет как реформатор оперного жанра, нравы и вкусы которого не имели ничего общего с тем «большим стилем», что повсеместно царил на позднесоветских подмостках.


В самой пластике темиркановского жеста с его фирменной нежной кантиленой рук есть что-то нездешнее

Об эпохе Темирканова на Театральной площади обычно вспоминают в связи с его режиссерскими опытами — «Евгением Онегиным» (1982) и «Пиковой дамой» (1984), спектаклями неожиданно камерной, лирической и человечной интонации, в которых театральный текст выглядел органичным продолжением музыкального жеста. Но задолго до диптиха по Пушкину и Чайковскому, переворачивавшего представления ленинградского зрителя о том, как может выглядеть и звучать хрестоматийная классика, Темирканов превратил Кировский из музея в лабораторию советской оперы. Статус модного среди городской богемы «места силы», где созидался новый канон актуального музыкального театра, экс-Мариинка приобрела после премьер блокбастеров Андрея Петрова — трилогии «Петр I», «Пушкин» и «Маяковский начинается». В 1978 году Темирканов дирижирует в Кировском «Мертвыми душами» Родиона Щедрина — вероятно, лучшей русской оперой конца ХХ века, в которой гоголевская поэма затянута в корсет классической оперы-буффа с многолюдными ансамблями и финальными цунами а-ля Россини: переизданная пару лет назад на CD «Мелодией» запись этой партитуры производит совершенно головокружительное впечатление и по сей день. Эра Темирканова в истории Кировского театра окажется слишком короткой: в 1988-м, после смерти Евгения Мравинского, он был назначен худруком Филармонии, а попытка оставить за собой руководство двумя ключевыми музыкальными институтами города, объединив их в империю, не была поддержана партийным начальством — оно предпочло сделать ставку на молодого Валерия Гергиева.

В первом ряду: Юрий Темирканов, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Анатолий Собчак; во втором ряду: Ирина Темирканова, Мстислав

В первом ряду: Юрий Темирканов, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Анатолий Собчак; во втором ряду: Ирина Темирканова, Мстислав Ростропович, Людмила Нарусова, Николай Петров. Филармония. 1995 год

Обостренное чувство стиля, отточенность каждой музыкальной фразы — дирижерская манера Темирканова безошибочно опознается и в сочинениях композиторов-современников, и в академическом репертуаре, и на оперных подмостках, и на концертной сцене. «Стиль» и «виртуозность» вообще редкие для вокабуляра отечественных дирижеров понятия: не случайно Темирканова так рано начали ценить на Западе, и особенно в Англии с ее вековыми симфоническими традициями, где он двадцать лет возглавлял лондонский Королевский филармонический оркестр. В самой пластике темиркановского жеста с его фирменной нежной кантиленой рук, с его вниманием к мельчайшим эмоциональным, психологическим нюансам партитуры есть что-то нездешнее: так может выглядеть итальянский, французский, британский — но никак не русский дирижер. Пересматривая сегодня видеозаписи его выступлений 1990-х, обращаешь внимание на то, что обычно скрыто от публики, — на полуприкрытые глаза дирижера-гедониста, откровенно наслаждающегося процессом музицирования. «Русские почти не знают радости формы», «гений формы — не русский гений» — припечатал на заре ХХ века Бердяев — возможно, просто потому, что он не был на концертах Темирканова.

фотограф: Валерий Плотников, архивы пресс-служб

Материал из номера:
Декабрь, 2018
Дата события:
14 - 26 декабря 2018 года
Места:
Филармония
Люди:
Валерий Плотников, Юрий Темирканов

Купить журнал:

Выберите проект: