18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Валерия Байкеева: «В литературе у автора больше свободы, чем в кино»

Известный политтехнолог в прошлом, сегодня – востребованный кинодраматург, написала сценарии сериала «Власик», показанный в прайм-тайме «Первого канала», и фильма «Танкисты», который выйдет на широкий экран осенью.


Правда, что вы не хотели писать историю про телохранителя Сталина, и продюсеру сериала Алексею Пиманову пришлось вас уговаривать?

Мои предки и по маминой, и по папиной линии страдали от сталинских репрессий. Соответственно, большой любви к этому человеку у меня не было, а для того, чтобы писать о герое, ты должен его хотя бы понимать. Но Алексей Пиманов — очень прагматичный человек. В свое время он лишил меня творческий невинности, предложив написать сценарий байопика о Жукове. Так вот, когда пошла мода на сталинскую эпоху и все стали снимать то про Светлану Аллилуеву, то про Василия Сталина, Леша решил не размениваться и найти человека, который знал бы всех приближенных к Иосифу Виссарионовичу, но при этом не был бы им самим. И кто бы это мог быть? Конечно, его телохранитель. Человек, который хранил тело, душу, дом и здоровье вождя. Меня увлекла эта идея, и дальше уже меня уговорить было несложно.

Поменялось ли за время работы над сценарием ваше отношение к Сталину и событиям того времени?

Для того чтобы построить то, что на нашем профессиональном языке называется «арка героя», пришлось потратить восемь тысяч евро на литературу. Мне удалось найти совершенно невероятные вещи, например «Журнал посещений Сталина в его кремлевском кабинете», который выходил тиражом двести экземпляров. С его помощью я выстроила целую матрицу того, кто к нему заходил, когда, с кем, кто перестал заходить, как менялся состав заходящих. После этого я могу с уверенностью сказать, что 22 июня 1941 года Иосиф Виссарионович не валялся пьяным на Ближней даче в Кунцево, а сидел в кабинете и его рабочий день длился более двадцати часов.
Я с карандашом и тетрадкой прочитала Конституцию 1936 года, и она оказалась одной из самых демократичных в нашей стране. Выяснила кучу фактов личной судьбы Сталина. Например, узнала, что в юности он писал стихи, дружил с мистиком Георгием Гурджиевым, работал охранником в планетарии. Чем больше я находила информации о нем, тем больше мне хотелось залезть к нему вовнутрь, просто стать на пятнадцать минут Сталиным, оглядеться и посмотреть, что я чувствую, когда меня окружают революционеры, которые меня в грош не ставят, потому что знают по туруханской ссылке, и для которых я не Иосиф Виссарионович, великий вождь, а просто Коба; когда родная жена идет против меня, причем с вилами; когда я не понимаю собственных детей; когда у меня нет друзей, а последнего своего друга я лишаюсь по дури.
И, конечно, после этого мое отношению к Сталину изменилось. Думаю, этот человек подписал договор со злом и был обязан его выполнить. Как говорят, кто-то должен делать грязную работу. При этом мне кажется, что иной цели, кроме России, у него не было, и ради нее он мог пожертвовать родными детьми, друзьями, окружением, чем угодно.


По мнению продюсеров, сейчас востребованы исторические фильмы. Я бы предпочла писать сценарии детских сказок.

«Власик», уже упоминавшийся «Жуков» и новый фильм «Танкисты» — все это исторические картины. Вы даже читаете курс по сценарному мастерству в Школе режиссера Александра Митты о том, как писать байопики. Вам интереснее работать с реальными историями?

Так получилось, что я как автор проявилась именно в байопиках, и, соответственно, люди, которые планируют снимать что-то биографическое, смотрят на список успешных сценаристов, работающих в этом направлении, и находят мой телефон. По мнению продюсеров, сейчас востребованы исторические фильмы. По моему мнению, нужны другие. Я бы предпочла писать сценарии детских сказок.

В девяностые вы были одним из первых политтехнологов, по крайней мере в Ростове, руководили известным PR-агентством, а потом бросили понятный бизнес, переехали в Москву и начали писать сценарии. Как так получилось?

Я пишу всю жизнь, эта особенность дана мне от рождения. И когда была пиарщиком, тоже писала. Однажды моя близкая подружка Таня Закаблукова, которая на тот момент издавала в Ростове журнал «Градус удовольствия», попросила дать ей что-нибудь из моей прозы, что-нибудь сказочное и светлое, чтобы заткнуть дырку в предновогоднем номере. И я ей отправила рассказ «Виртуальный роман». На следующий день звонит мне Таня и могильным голосом говорит: «Сволочь ты, сорвала нам рабочий процесс. Вся редакция плачет». То есть он получился такой трогательный и нежный для читателя. Вот с этого момента под их дружные слезы я и поняла, что буду писать еще. Потом этот рассказ прочитал мой друг актер Володя Рузанов, сказал, что это очень хорошая история, и отправил ее в Москву актеру и режиссеру Владу Ветрову, нашему общему другу. Ему рассказ тоже понравился, и он показал его режиссеру Роману Нестеренко, еще одному выходцу из Ростова. В итоге Рома превратил мой несчастный «Виртуальный роман» в одноименный двухсерийный фильм, который до сих пор показывают под Новый год.

Есть ли у вас идея сценария, которую вы мечтаете реализовать?

Есть очень амбициозный замысел, который мучает меня много лет. Полагаю, что это будет не только сценарий. Сначала появится книга, потому что в литературе у автора больше свободы, чем в кино, где нужно учитывать пожелания редакторов, продюсеров, режиссеров. Это будет история о том, как мессир Воланд пришел в Москву еще раз.

 

 


В 1997 году Валерия Байкеева основала PR-агентство «Пять плюс» в Ростове-на-Дону. Первый фильм «Виртуальный роман» по ее сценарию был снят в 2006 году. На настоящий момент экранизированы десять работ Валерии, среди которых сериалы «Маргарита Назарова» о знаменитой советской дрессировщице, «Эйнштейн. Теория любви» о легендарном физике и «Жуков» о великом главнокомандующем.

Текст: Галина Никогосова

Фото: Мария Енацкая

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: