18+
  • Что где есть
  • Открытия
Открытия

Илья Отавин о том, как запустил в период пандемии доставку «Русалочка любит суши»

Предприниматель Илья Отавин, создатель сети кафе Wafbusters, совместно с Евгением Лабецким запустил в период пандемии успешную доставку «Русалочка любит суши» и рассказал нам о бесстрашном подходе к бизнесу в период кризиса и о баталиях в мире рестораторов.

Какие успешные и неуспешные проекты вы успели реализовать до «Русалочка любит суши»?

Я занимался разными вещами в разных сферах, поэтому мой предпринимательский опыт достаточно большой. Если говорить конкретно об опыте в общепите, то я расскажу, как в 2015 году мы начали заниматься развитием сети кофеен, которая была сначала известна под брендом BubbleWaffle, а позже — Wafbusters. Сам продукт — вафли с шариками, внутри которых разные начинки, — мы увидели в Азии. BubbleWaffle – это яркая и интересная для того времени концепция. За 2015-2016 год по франшизе мы открыли большое количество точек по всей России: в Москве, Омске, Краснодаре, Екатеринбурге и так далее.

В самом начале нашего пути у нас возник спор за торговую марку. Само сочетание слов BubbleWaffle пользуется популярностью, как в Америке, так и в Азии, но на тот момент оно было нарицательным именем конкретного продукта и не было зарегистрировано как торговая марка. Мы решили, что раз в мире никого нет под таким брендом, а в России тем более, то зарегистрируем торговую марку BubbleWaffle.

Но бывают такие парадоксы, что в одно и то же время, в разных местах мира некоторые люди могут придумать что-то похожее. Получилось, что на Украине появился предприниматель, который на месяц раньше зарегистрировал название BubbleWaffle. Помимо этого, регистрация торговой марки на Украине протекает быстрее, чем в России, что в итоге позволяет получить приоритет регистрации в других странах по Мадридской конвенции. Спор за торговую марку мы в итоге проиграли.

Кроме того, мы столкнулись с быстрым ростом сети BubbleWaffle. На тот момент опыта в общепите у нас практически не было, мы все делали с нуля, конечно, некоторые вещи были далеки от совершенства. Было тяжело справляться с управлением, и в какой-то момент мы начали закрывать большое количество точек. Все это привело нас к решению провести ребрендинг.

В этот раз у нас уже было понимание, как сделать все на более высоком уровне. После основательного анализа аудитории, переговоров с мировыми компаниями и разработки нового бренда, в чем нам помогли питерские ребята из компании «Ферма», мы создали Wafbusters — сеть кофеен (14 точек по всей стране), где можно найти разнообразные горячие и холодные напитки, выпечку и вафли.

Почему, запуская «Русалочка любит суши», вы остановились именно на суши? Ведь на этом рынке сейчас такая высокая конкуренция.

Прежде чем заняться этим, мы проанализировали рынок: собрали полный список всех доставок суши и роллов в Перми. Их набралось 47 Но в итоге поняли, что конкурентов, которые понимают, как создать крутой продукт и маркетинг, у нас практически нет.

Есть конкуренты-старожилы: у них богатый опыт, своя аудитория, но по качеству они не очень. Есть такие конкуренты, которые нацелены на сегмент ниже среднего: они производят массовый продукт — килограммовые сеты по 500-600 рублей с суши практически без начинки и с большим количеством риса. На пермском рынке, пожалуй, есть единственный представитель, с которым мы можем конкурировать, — это «РисЛапша». У них очень классные, качественные роллы и суши, сам люблю заказать у них что-нибудь. Но у них не было доставки, что обламывало. Конечно, можно было предварительно оставить заказ, приехать и забрать.

 

Суши наравне с пиццей – один из самых потребляемых и популярных продуктов в сфере доставки

 

 

Можно упомянуть и «Нами», многие наши клиенты когда-то были их «постоянщиками». В какое-то время они были популярными, у них был классный, интересный продукт, большие роллы с хорошей начинкой. Если брать лосось по граммам, то мы кладем его больше, чем в «Нами», хоть наши роллы будут и поменьше. Сделали мы это абсолютно специально, понимая, что такие большие роллы, как в «Нами», есть неудобно.

Поэтому конкуренция на рынке не такая высокая, ведь суши наравне с пиццей – один из самых потребляемых и популярных продуктов в сфере доставки. У суши и роллов есть преимущество — этот продукт скорее для женской аудитории. А нам интересно и приятно работать с такой публикой.

Ваш слоган — «В наших роллах рыбы больше, чем риса». Это реально так?

Может быть, мы как-то неправильно высказались или недопоняли друг друга. На самом деле, мы не имеем в виду буквально, что в наших роллах рыбы больше, чем риса. Мы говорим, что в наших роллах больше рыбы и меньше риса, чем у всех остальных. На выходе в роллах риса больше, чем рыбы, а лосося мы кладем ровно по сто грамм. В Перми, кроме «РисЛапши», так делают в формате «Филадельфия де люкс» или не делают вовсе.

Наша точка зрения, которую мы исповедуем: мы хотим и должны делать хороший, качественный продукт именно в таком соотношении, потому что это вкусно и нормально, когда в суши и роллах много качественной рыбы.

Цены в «Русалочка любит суши» выше, чем у конкурентов по доставке и даже выше цен некоторых популярных ресторанов с азиатской кухней. Как это повлияло на спрос и сложно ли переубедить потребителя платить больше?

Наверное, если сравнивать с «РисЛапшой», то у нас цены даже пониже будут. Например, ролл «Филадельфия» у нас стоит 420 рублей, а в «РисЛапше»— 450 рублей. Конечно, если брать «Мафию» или «Автороллы», то да, там действительно цены ниже. Наш ценник оправдывается высокой себестоимостью продукции, мы тратим на закупку продуктов 50% от нашей выручки. Большое количество рыбы в суши, добротный угорь, хороший сливочный сыр, качественные ингредиенты — это достаточно дорого, поэтому мы выставили ценник, который посчитали адекватным для такого качества продукта, хотя можно даже еще повысить цены.

 

Это вкусно и нормально, когда в суши и роллах много качественной рыбы

 

 

Очень важный момент. Мы считаем, что должны опережать всех своих конкурентов не только в качестве продукции, но и в сервисе. У нас быстрая доставка, качественный сервис, вежливый персонал, а также хорошая система лояльности. Если мы где-то косячим, то всегда делаем подарки для наших клиентов. Мы боремся за своих клиентов, потому что мы их очень любим и хотим делать для них только все самое лучшее. Крутой сервис — это то, что отличает нас от конкурентов, и дает нам повод брать больше денег, чем остальные. С этой точки зрения я считаю, что у нас хорошее соотношение цена-качество, еще и при том сервисе, который мы оказываем.

В первую неделю запуска у нас был период, когда в пятницу на кухне было под сто заказов. Не хватало рабочих мест и квалифицированного персонала, мы не были готовы к такому количеству заказов. Время доставки растянулось, клиенты долго ждали, они были недовольны. Это было очень плохо. Чтобы разочарованные клиенты не обижались, чтобы они были с нами, мы отправили им подарочные сеты.

Вскоре мы быстро адаптировались, наняли дополнительный персонал, расширили штат курьеров — сделали все возможное, чтобы продукт выдавался вовремя, еще в больших объемах, несмотря на огромный поток заказов. Как правило, сейчас скорость доставки не превышает полутора часов. Мы справляемся и еще работаем над этим.

У вас был конфликт с известным московским ресторатором Дмитрием Левицким на тему фирменного стиля и товарного знака «Русалочка». Чем все закончилось?

Дмитрий Левицкий – чувак здоровский. Мы очень уважаем его за то, что он делает. Но он немного некорректно и грубовато повел себя в этой ситуации. Во-первых, никто его копировать не собирался. Мы с любовью отнеслись к нашему проекту и заранее прощупали почву, проконсультировались и посмотрели, кому принадлежит товарный знак «Русалочка». Абсолютно открытая и доступная информация, которую сможет найти каждый здравомыслящий, образованный человек, показала, что товарный знак «Русалочка» зарегистрирован компанией Disney, причем достаточно давно и по большому количеству сфер деятельности, в том числе и в сфере общественного питания.

 

 


Дмитрий Левицкий показал себя грубияном, который считает, что, если ты живешь не в Москве, то ходишь в лаптях и ушанке и не можешь сделать ничего достойного
 

Товарный знак «Русалочка» не принадлежит Дмитрию Левицкому, поэтому он не может предъявлять какие-то претензии другим компаниям, которые называются «Русалочкой». Также он не запатентовал образ русалочки. Можно было бы и не заметить, что какая-то доставка открылась в какой-то Перми, и Дмитрий Левицкий, великий небожитель, сидел бы в своей Москве и дальше бы нас не замечал. Но его видимо очень сильно задело, что какие-то ребята из «деревни» что-то делают, что у них даже что-то получается, хорошая активность в интернете. И вместо того, чтобы адекватно заявить о себе и просто написать «Парни, что за фигня? У вас как-то похоже вышло на нас. Может быть, что-то поменяете?», он начал выкладывать в инстаграме сториз — «непонятные ребята», «деревня», «колхоз» и все дела. Никто не спорит, у Дмитрия Левицкого высокий уровень развития в сфере общепита, но это не значит, что можно без какого-то разговора взять и покрыть дерьмом ребят, которые только начинают свою деятельность в другом городе, в другой реальности, пытаются выжить во время кризиса.

Естественно, вся его команда из пятидесяти человек накинулась на нас, все эти люди начали нас атаковать в соцсетях, писать всякие гадости, покрывать нас матом и оскорблять. На что мы очень вежливо отвечали, что у Дмитрия абсолютно нет никаких прав на торговый знак «Русалочка», и говорить, что мы у него что-то украли, нельзя. У Левицкого есть только заявка на регистрацию комбинированного товарного знака: название и изображение русалочки, которое лишь отдаленно напоминало нашу. Вот когда у него появится свидетельство на руках, тогда уже и можно будет говорить, что мы что-то нарушили. Но мы ничего не нарушали, мы понимаем, что мы делаем.

Сам Дмитрий писал мне гневные сообщения, показывал заявки на товарные знаки, которые абсолютно ничего не значат, уверенно бил себя в грудь, говоря, что с нами сделает, ведь у него уже есть опыт борьбы с плагиаторами его сети «Дорогая, я перезвоню…» (честно сказать, по качеству проект слабоват). Он отправил претензию на мое имя, что мы украли что-то у него, хотя никаких прав на то, что он предъявляет, у него нет, а также попросил нас заплатить штраф в размере 200 000 рублей. Безосновательная и неподтвержденная претензия, видимо, была составлена его юристом, который не сильно разбирается в интеллектуальном праве. Мы не стали отвечать на ее, потому что она юридически не имеет никакой силы, она не по адресу, и, «до свидания».

Чтобы сгладить ситуацию и не вступать в конфронтации с Левицким, мы сделали ребрендинг, который покажем буквально на днях. Мы заказали у ребят из LevelDesign полностью новый крутой брендбук, в котором вообще нет никакой связи с «Русалочкой» Дмитрия Левицкого. Кроме того, мы регистрируем свой товарный знак — «Русалочка любит суши».

Никаких претензий к нам не должно быть, и Дмитрий Левицкий не будет иметь ни малейшего права оскорблять нас, грязно и необоснованно обвинять. В этой ситуации Левицкий показал себя грубияном, который считает, что, если ты живешь не в Москве, то ходишь в лаптях и ушанке и не можешь сделать ничего достойного. Вскоре наша «Русалочка любит суши» выйдет на другие города России, и тогда, может быть, Дмитрий подумает, что зря с нами поругался, что можно было обсудить и решить все по-хорошему.

После пандемии, когда откроются заведения, спрос на доставку ожидаемо будет меньше. Какую стратегию вы выбрали в этой ситуации?

Как и многие лидеры рынка, которые сейчас развиваются в сфере доставки и сервиса, я считаю, что сервис доставки очень сильно возрастет. Рестораны и кафе откроют не через неделю-две, а может быть и не через месяц, поэтому сервис все активнее популяризуется во всех регионах страны. Модель потребления общественного питания кардинально меняется. Естественно, когда рестораны откроются, все люди ломанутся туда. А когда наедятся, напьются и натанцуются, они будут так же сидеть дома и им будет куда более привычно заказать что-то на дом. У каждого уже будет установлено огромное количество сервисов и Telegram-ботов, которыми можно активно пользоваться.

 

Тот, кто не боится, он сейчас делает все, чтобы активно развиваться и использовать ситуацию с пандемией выгодно. А тот, кто боится, он будет и дальше бояться

 

 

Прирост доставки за эти несколько месяцев обеспечит развитие доставки на ближайшие год-два. Поэтому я не считаю, что когда все откроется, популярность доставки упадет. Есть, конечно, такой риск, но это не более 20%. Все компенсируется за счет активностей, маркетинга и так далее. Я думаю, что мы это преодолеем, и ничего страшного не будет.

Как не бояться в кризис открывать новый бизнес?

Это скорее вопрос подхода к делу. Мне кажется, что настоящий предприниматель ничего не боится, а по своему складу ума и осознания личности он человек дерзкий, который идет наперекор обстоятельств, который в любой ситуации видит какую-то возможность. Настоящий предприниматель никогда не будет бояться, он берет и делает, потому что ему это интересно и по кайфу. Тот, кто не боится, он сейчас делает все, чтобы активно развиваться и использовать ситуацию с пандемией выгодно. А тот, кто боится, он будет и дальше бояться. Все подвержены определенным рискам. Можно даже бояться и делать, тут нет ничего страшного.

Пока это не такой серьезный кризис, и возможно, в ближайшем будущем мы его почувствуем куда сильней, но пока что все еще более-менее адекватно. У людей есть деньги. Что будет дальше, пока не понятно, но мы надеемся на лучшее и думаем, что все будет окей. Так что справляйтесь со своими страхами. Даже если вы разобьетесь, вставайте и снова начинайте что-то делать, либо сидите на месте и опускайте руки после первой неудачи.

rus-sushi.ru@rus_susi

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: