18+
  • Развлечения
  • Книги
Книги

Поделиться:

4 лучшие отечественные книги января

«Без Москвы» Льва Лурье, сборник рассказов Водолазкина, биография художника Михаила Гробмана, народные байки времен гражданской войны — обзор главных русских книг месяца.

С издательством «БХВ-Петербург» Лев Лурье работает не первый раз: тут выходили и его путеводитель по Петербургу Достоевского, и исторический очерк о Ленинградском фронте в годы Великой Отечественной, и книга о русских миллионерах начала XX столетия. Но в основе «Без Москвы» не столько историческая канва, сколько мировоззрение. Лурье рисует историко-культурный портрет «великого города с областной судьбой» и психотип петербуржца. Городсноб, район компактного проживания over-educated persons — и город рюмочных, вольница гопников и уличного хулиганья. Птица феникс, умудряющаяся расправить крылья и после большевистского террора, и после сталинского геноцида, и после брежневского увядания, — и чахлая провинция, не отдавшая Москве разве что Боярского с Булановой и смешно кичащаяся статусом культурной столицы. В этом городе обостренных контрастов и подвижной — то завышенной, то заниженной — самооценки живут странные люди: болеют и хвастают своим нездоровьем, молчат как убитые в общественном транспорте, одеваются неброско и по весне подрываются ловить корюшку. Не надо быть особенно зорким, чтобы разглядеть тут унижение паче гордости. В эпоху всемирной глобализации и внутренней российской унификации Лев Лурье отстаивает уникальный генетический код Петербурга — Ленинграда, пусть даже в него придется включить эксцентричные или отталкивающие черты. Кого бы ни описывал автор, от поэта Николая Гумилева и уголовника Леньки Пантелеева до тренера «Зенита» Юрия Морозова и нынешнего губернатора Георгия Полтавченко, он сразу и без спросу делает их персонажами петербургского мифа, локального и развивающегося по своим уникальным законам. Отдельных благодарных глав удостаиваются хранители ленинградской культуры: директор Эрмитажа Михаил Артамонов, создатель древлехранилища Пушкинского Дома Владимир Малышев, знаток средневекового оружия Леонид Тарасюк. Залог успеха Лурье — талант публициста. Он умеет писать наотмашь: «Коммунизм сменяется то православием, то истошным западничеством, то верой в пришельцев, уринотерапию и сглаз». Впрочем, важнее другое: Лурье — действующий учитель истории, и он по обязанности сколь-нибудь разбирается во всем, от симфонической музыки до пищевой промышленности. «Без Москвы» — книга, написанная человеком с удивительным кругозором. А еще он знает, что сонного ученика время от времени надо будить: Гумилев дружил с основателем растафарианства, наставник Льва Додина Борис Зон был двоюродным братом Ягоды, Ахматову на полном серьезе подозревали в шпионаже. И ведь не обманывает. Петербуржцы — они еще и честные, знаете ли.

Лев Лурье. «Без Москвы». «БХВ-Петербург»

 

Еще три книги января

 

Софья Федорченко
«Народ на войне»

Vox populi

Федорченко была активной сотрудницей советского Детгиза, но в историю литературы вошла не рассказами о Павле Семигорове, которые писала много лет, а этой ранней трилогией — собранием солдатских баек периода Первой мировой, революций 1917 года и Гражданской войны. Многоголосый хор: народная мудрость перемешана с наивом, а бытовые детали соединены с размахом исторической трагедии.

«Лениздат»

 

Евгений Водолазкин
«Совсем другое время»

Против хронологии

Сотрудник Пушкинского Дома стал известным писателем благодаря роману «Лавр», награжденному премией «Большая книга». Его новый сборник балансирует на грани фантастики и философии. Водолазкин отменяет время: историк из рассказа «Соловьев и Ларионов» повторяет судьбу изучаемого им белого генерала, немец из рассказа «Близкие друзья», посещающий современную Россию по турпутевке, оказывается в эпицентре Сталинградской битвы.

АСТ

 

Леля Кантор-Казовская
«Гробман»

Житие радикального художника

Видный московский авангардист 1960-х, работавший в стол, не считая серии графики, созданной по заказу журнала «Знание — сила», в 1971 году уехал в Израиль и посвятил себя иудаистике. Впрочем, художественные средства изыскивал нестандартные, чего стоили одни только перформансы его группы «Левиафан» по мотивам сюжетов Торы. Искусствовед Казовская бережно описывает жизненный путь Гробмана и публикует его теоретические тексты.

НЛО

Текст: Андрей Пронин

Материал из номера:
Октябрь

Купить журнал:

Выберите проект: