18+
  • Город
  • Город
  • News
Город

Большая городская стройка: озера Кабан по версии горожан

В ЦСК «Смена» состоялось  открытое обсуждение будущего набережных систем озер Кабан. Решительное «нет» - автомобилям и заводам, и «да» - экологии и грамотному благоустройству. Правда, одни считали, что главное - это инфраструктура, а другие - чистка озер, а остальное - дела второстепенные.

 

Встречу организовало Агентство стратегического развития «ЦЕНТР», которое также является организатором открытого конкурса на разработку концепции развития систем озер Кабан.  Прошедшее обсуждение с горожанами является частью мероприятий в рамках этого конкурса. Высказанные пожелания и предложения будут учтены при формировании финального технического задания архитекторов-участников конкурса.

Формат мероприятия предусматривал последовательное описание нынешнего режима использования жителями города набережных, а затем высказывание существующих проблем и предложения возможных путей их решения. Однако, регламент сразу перестал работать как планировалось: участники оживленно сыпали пожеланиями проблемами и предложениями невпопад, не замечая просьб модераторов держаться начального плана. 

Но уже на этой стадии стали понятны основные направления озвученных чаяний и беспокойств. Прежде всего, участники обратили особое внимание на экологическое состояние озерной системы. Каждый житель Казани, если и не знает наверняка, то точно слышал, что озера Кабан составляли единую гидросистему с Волгой и Казанкой, которая раньше позволяла каждый сезон обновляться водам Кабана. Этот гидрологический режим был нарушен необдуманным строительством советского времени и теперь Кабан представляет собой не «живое» озеро, а скорее простой бассейн со стоячей водой. Это и есть главная проблема озера как экосистемы, которую нужно решать, прежде чем думать о благоустройстве. Как заметила эко-активист, журналист Юлия Файзрахманова: «Для того, чтобы нарядить елку, нужно иметь хорошую елку». В рамках экологической же повестки говорили о многочисленных промышленных объектах, находящихся в районе Среднего Кабана, а также о необходимости запрета капитального строительства на прибрежной зоне.

Недовольство промышленными объектами звучало также в связи с обсуждением второй по популярности темы — доступности набережных и отсутствия связи озер с другими районами города. В этой беседе был особенно заметен голос городских велоактивистов, которые призвали связать все три озера единой сетью велодорог, которые бы позволяли беспрепятственно доехать от театра Камала на Нижнем Кабане до живописных районов Верхнего Кабана. А канал, которые рыли монахи, в южной части Казани, превратить в местную Голландию с путешествиями на лодках.

Также участники говорили о целесообразности пустить по Кабану речной общественный транспорт, который позволял бы, к примеру, доехать из центра до Борисково по воде. Архитекторам также придется решать сложные проблемы с частной застройкой вдоль Среднего Кабана и вопрос оживленной трассы по улице Марселя Салимжанова, которая добавляет рисков в путь от Парка Тысячелетия к набережной. Звучали смелые предложения сделать пешеходными улицы Право-Булачная и Марджани. В защиту этих мер говорили о необходимости связать Кабан с Набережной Казанки и со Старо-Татарской слободой. Сейчас озеро и слобода функционируют отдельно друг от друга, хотя исторически связь между ними очень крепка. Также никак проявлено присутствие рядом единственной мечети советской постройки - Закабанной. Участники были едины — недопустимо закатывать набережные в асфальт и делать бесполезные парковки (пусть и платные).

И, наконец, участники говорили об историческом коде места, который должен проявиться в готовом проекте и в возможных сценариях поведения на этой территории. С каждым из трех озер Кабан связаны собственные многочисленные легенды, поверья, конкретные поведенческие практики, имевшиеся в прошлом и утратившиеся в наши дни.

Кроме сказанного, горожане предлагали базовые и типичные пункты из арсенала хорошего городского общественного пространства. Это и благоустройство (освещение, чистота, охрана, обустройство туалетов, интернет), и различные культурные активности (лекторий, кинотеатр на воздухе, фестивали, ярмарки, спорт с упором на водные виды, доступная и качественная уличная еда). При этом радует то, что горожане понимают необходимость сохранить значительную долю природной тихой зоны, которой не хватает каждому горожанину и которой могли бы беспрепятственно наслаждаться пешеходы, велосипедисты, инвалиды и мамы с колясками. И, возможно, самое важное замечание было сказано почти в конце встречи, когда многие уже успели разойтись. Концепция должна разрабатываться стратегически как минимум на 50 лет развития в будущем, а не как простое благоустройство.  

Полученные данные войдут в техническое задание для архитекторов-участников - конкурс был объявлен 18 июня и сейчас проходит первый отборочный этап, в котором участники отправляют свою заявку, портфолио и эссе с описанием ключевых идей концепции. Шорт-лист финалистов будет объявлен 7 июля в рамках урбанистического форума в Казани. Как сообщила помощник президента РТ Наталья Фишман, они уже получили 82 заявки и большая часть из них от иностранных бюро и архитекторов. В связи с этим она призвала местных архитекторов также включиться в работу. Заявки принимаются до 2 июля на сайте www.kazanlakes.ru.

Перед обсуждением была лекция о том, как можно развивать прибрежные зоны - на примере проектов Москва-реки и Калиниграда об этом рассказывал французский урбанист Эдуард Морот. Он немного ознакомился с набережными Казани и отметил, что они лишены какой-либо индивидуальности: «Если сфотографировать небольшие кусочки набережной и показать людям, то никто из них не определит, что здесь изображена Казань. Уложили асфальт, провели свет, выбрали форму скамейки по каталогу — и готово. Необходимо рассматривать эти места в историческом контексте данного пространства», - а для этого как раз надо работать с населением. Также Моро указал, что во многих затруднен выход к воде, поэтому эти места превращаются в заброшенные. Коснулся он и проблемы приватизации берега (в нашем случае это, в основном, Средний Кабан), отметив при этом случай Омске, где активисты общественных организаций заблокировали проект по застройке набережной: «Поэтому важность общественных дискуссии никто не отменял».

Алмаз Загрутдинов, Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: