18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Иркутянка, создававшая портреты знаменитостей

В Галерее Бронштейна открылась персональная выставка известной иркутской художницы прошлого столетия Галины Новиковой. Редакция «Ирк.Собака.ru» побывала на презентации экспозиции и подготовила материал о героине выставки и ее работах.

Провинциальность – это не про иркутских художников. Причем, как в смысле качества и высоты художественного уровня, так и с точки зрения известности и влиятельности. Сегодня немало творцов – иркутян или сибиряков, сделавших себе имя и в стране, и за рубежом. Но это отнюдь не заслуга современности, когда расширились территориальные границы искусства, а культурные связи налаживать стало гораздо легче, хотя бы по причине существования Интернета. Художники из столицы Восточной Сибири становились известными или создавали качественные образцы изобразительного искусства и в старые времена, например, в советскую эпоху.

Одним из таких поистине заслуженных и маститых авторов была Галина Новикова. Настоящая иркутянка, она прожила основную часть своей жизни в городе. Причем и творческой тоже. Галина Евгеньевна родилась в Иркутске, здесь училась в художественном училище у знаменитого мастера Аркадия Вычугжанина, затем преподавала – тоже в областном центре. В городе она неоднократно выставлялась. А самое главное то, что Галина Новикова в своем творчестве отразила свой взгляд на родной город – через портреты его известных (и не очень) жителей.

Портреты – это, пожалуй, самое интересное в собрании работ, которые оставила после почти 40-летнего периода художественной деятельности Галина Евгеньевна. Она изобразила на своих полотнах и местных знаменитостей (например, поэта Марка Сергеева), и простых иркутян – студентов, прохожих, спортсменов, и деятелей общенародного масштаба. Взять хотя бы поэта Роберта Рождественского, актера Михаила Ульянова или поэтессу Беллу Ахмадулину, которые позировали художнице и стали героями портретов ее кисти.

Кстати, подход к творчеству у Галины Новиковой был особый. В качестве портретных моделей она зачастую выбирала тех, кого знала лично, поскольку стремилась изобразить человека настоящим, а не в парадном виде. Из-за этого, по свидетельству тех, кто дружил с художницей, очень часто на портретах проступали бывшие до этого незаметными черты характера, причем не всегда положительные. Например, знакомые Марка Сергеева, знавшие его как приятного в общении человека, заметили, что Новикова изобразила поэта с пронзительно-холодным взглядом. Видимо, что-то свое, скрытое усмотрела в нем Галина Евгеньевна.

Большое место в коллекции, оставшейся после смерти художницы, заняла байкальская природа. У нее была дача в пади Щепка в порту Байкал, которую в наше время все чаще называют местным «Переделкином». И, конечно же, как любой творец, Галина Новикова не могла не отобразить красоту природы в своих произведениях. Особенно такой, как байкальская. Она написала немало пейзажей, в которых продемонстрировала всю свою любовь к природе и той местности, в которой она жила, отдыхала и напитывалась вдохновением.

Галины Евгеньевны нет в живых уже 23 года, но после нее осталось очень много полотен, которые разбросаны по всему миру и хранятся в разных коллекциях – и государственных, и частных. В этом году Галерея Бронштейна решила собрать часть работ художницы и показать их на одной выставке, которая открылась 1 декабря. В экспозиции представлены работы, которые в обычное время хранятся в различных коллекциях, но на время покинули их, чтобы стать частью персональной выставки картин Галины Новиковой. На выставке можно увидеть полотна из собраний Иркутского музыкального театра, Саянской картинной галереи, а также из частных коллекций Виктора Бронштейна, Дмитрия Баймашева, Евгения Турунова и Эдуарда Кравченко. Некоторые работы впервые оказались представлены широкому кругу зрителей.

Одно из главных отличий художественного подхода Галины Новиковой, которое хорошо просматривается в ее работах, показанных на выставке, в его универсальности. Автор, как можно заметить, пробовала себя в разных техниках и жанрах – и всегда у нее получались качественные работы. Такой подход отражает и внутренний мир, и натуру самой художницы, которая обладала живейшим и стальным характером.

 Организаторы обещают в дальнейшем выставить работы еще одной художницы – Аллы Цыбиковой, которая училась у героини открывшейся экспозиции. В этом авторы выставки, презентованной 1 декабря, видят живую преемственность, поскольку Алла Цыбикова была учителем Даши Намдакова, работы которого постоянно представлены в Галерее Бронштейна.

Информационный обзор редакции

12+

Текст и фото: Кирилл Кузьмин 

Комментарии (0)

Купить журнал: