18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Андрей Стрельцов

Директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок» преобразил театр и вместе с командой доказал – у взрослых тоже могут быть свои сказки. 

Как вы оказались в театре?

Это получилось по удивительной случайности. Семья у меня театральная: дедушка – Почетный гражданин Иркутска, директор Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова, бабушка – народная артистка России, мама – дизайнер в театре. Но почему-то не думал, что свяжу жизнь с искусством. Окончил Сибирско-американский факультет, Австралийский университет по специальности «менеджмент». Банковская сфера и работа на предприятиях не привлекли, понял, что постоянный контроль со стороны руководства и потеря свободы – не мое.

Тогда пошел в театр, хотел собраться с мыслями перед новым поиском работ. Устроился в хозяйственный отдел Драмтеатра инженером, на мне была документация, государственные закупки, но и руками приходилось работать. Параллельно отучился в Политехе на промышленное и гражданское строительство. Ведь театр – это не только творчество, но и само здание, и нужно знать, как грамотно его обслуживать.

Со временем стал интересоваться происходящим на сцене. Увлекся организацией постановок, гастролей, стал интересен творческий процесс. Поэтому поступил в Высшую школу деятелей сценических искусств им. Г. Г. Дадамяна в Москве. Там собрались такие же горящие театром люди со всей страны и варились в театральной среде.

И как вы оказались в театре кукол?

Во время учебы в Москве увидел пластический спектакль «Калигула» режиссера Сергея Землянского. Понравился жанр, захотелось в Иркутске тоже что-то подобное поставить, такого ведь не было раньше. Встретился с режиссером, пригласил его в Иркутск. Результат вы можете видеть на сцене драмтеатра – спектакль без слов «Холстомер». С этого, наверное, все и началось. После получения диплома Школы Дадамяна вдруг поступило неожиданное предложение стать директором Театра кукол «Аистенок». Я решил выйти из зоны комфорта и взять на себя эту ответственность.

Какие были проблемы в «Аистенке»? Как начали их решать?

Во-первых, штатное расписание. У нас ограничения по предельному количеству работников в структуре – лимит в 68 ставок. И это совершенно неудобно, это сковывает. Сейчас решаем проблему, пробуем договориться с Минкультом, правительством.

 Во-вторых, и это главная проблема, – состояние здания театра. В советские годы в нем располагался кинотеатр «Мир», потом уже зал приспособили под нужды театра. Но создать полноценное пространство не получилось. И не получится по многим причинам. Нет подъемных и отпускных механизмов, оборудования для света... Конечно, за два года получилось многое отремонтировать, починить, усовершенствовать. Но все же здание уже не выдерживает творческих замыслов коллектива. В начале 2021-го года на правительственном собрании будем решать, где строить театр. Есть эскизы здания, варианты участков земли. Еще не победа, но мы к ней идем.
 

Как удалось добиться финансирования?

Когда только начинал работать директором, боялся, как все сложится. Думал, получится ли у меня привлечь в театр необходимые финансовые ресурсы? К счастью, все складывается хорошо. Театру выделили средства на ремонт, по федеральной программе «Культура малой родины» ставим спектакли, приглашаем режиссеров, художников для работы над постановками, заменили аппаратуру, кресла в зрительном зале и одежду сцены. Также нам помогают спонсоры, участвуем в грантах.

Как получилось, что в театре кукол обновился репертуар для взрослых?

В 2018-м году из Москвы к нам прилетел Борис Константинов для постановки «Утиной охоты». Идея принадлежала главному режиссеру «Аистенка» Юрию Уткину. До этого спектакли для взрослых редко появлялись в репертуаре и редко показывались. Но мы решили рискнуть – и не прогадали. Вначале было не просто, зрители относились настороженно, мы ведь живем в достаточно консервативном городе, и что-то новое вызывает как минимум подозрение. Но в итоге спектакль «зашел», получил награды на российских фестивалях и даже был удостоен премии Правительства Российской Федерации в 2019 году. Тогда и решили, что каждый год будем ставить что-то для взрослых, чтобы разнообразить репертуар.

Как переживаете пандемию?

Как и все театры – не очень хорошо. К юбилею Победы сделали спектакль о Великой Отечественной войне. Но премьера так и не состоялась: область закрылась на карантин – и все культурные мероприятия отменили. Но даже в дистанционном формате продолжили работу над постановками, создали первый в Иркутской области аудиоспектакль-прогулку «В движении стихий». Теперь ждем, когда разрешат работать в прежнем режиме.  

Но, если честно, заполнение залов наполовину и шахматная рассадка зрителей – так себе идея, в театре, преимущественно работающем всё-таки для детей, это представляется с трудом. Да и психологически сложно – кто пойдет в театр, как на баррикады? Если уж открываться, то на сто процентов. Сейчас все в режиме ожидания. Надеемся на лучшее.

Как родилась идея аудиоспектакля «В движении стихий»?

Это моя давняя мечта. Я был в Крыму на форуме молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» и посетил психологический тренинг по креативности мышления. Участники скачивали на телефон программу, надевали наушники и сорок минут работали над креативом. Мне это очень понравилось – и задумал что-то подобное создать и в Иркутске. Пригласил для работы нашу актрису, педагога по технике речи Диану Денисенко, у которой был очень похожий опыт. Отошли от популярной для таких спектаклей исторической темы и сделали акцент на эмоции. В итоге получилась прогулка с демиургом по локациям, в ходе которой зрители-участники общаются с четырьмя стихиями, сжигают отрицательные мысли, прорабатывают личные проблемы. Это новый интересный формат для Иркутска.

Что для вас театр?

Душевная работа. Лучший спектакль для меня – тот, который способен затронуть душу, впечатлить, заставить испытать катарсис. Театр не история про развлечение. В жизни всему должно быть место – и смеху, и слезам, и комедийному, и драматичному.

 Какие планы у театра на ближайшее время?

Будем развивать направление аудиоспектаклей. Собираемся на гастроли в Калининград. В планах также Израиль, Франция и Германия. Хотим на Международный фестиваль театров кукол в Рязань. Планируем, что в 2021 году к нам снова приедет Борис Константинов и поставит в «Аистенке» два спектакля (это большая радость для Иркутска!). Будем работать над проектом «Путешествия с «Аистенком» – программой для детей, направленной на знакомство с театральным миром, с городом, с историей.

С таким прекрасным образованием почему вы остались в Иркутске?

Мне нравится этот город. Это моя судьба. Здесь все такое родное. Чувствую себя в коллективе «Аистенка», как в большой семье, нас объединяют радости от достижений и успехов, общее дело театра, колоссальная работа. Чтобы все задуманное воплотилось в реальность на сцене, неживое – куклы – ожило в руках мастеров, необходим слаженный труд, поддержка, движение в одном направлении. Сейчас в театре все на одной волне.

Верю, что сделал правильный выбор и все идет так, как нужно. Как мы уже отмечали, в 2019-м «Аистенок» получил премию Правительства РФ за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики – спектакль по пьесе Александра Вампилова «Утиная Охота. Сны Зилова». В этом году театр отпраздновал 85-летие. В сентябре 2020 года «Аистёнок» был награждён премией Губернатора за  спектакль «Бетховен. Разговорные тетради», созданный в рамках проекта «Театр не имеет границ». Дальше – больше. Главная сверхзадача для меня – построить новый театр кукол в Иркутске!

Текст СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО
Фото АЛЬБЕРТ ФАСХУТДИНОВ
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: