18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Александр Филиппов

Руководитель ансамбля «Доктор Джаз» и уже пятнадцать лет бессменный продюсер международного фестиваля «Джаз на Байкале» создал образовательные проекты для смелой молодежи. 

Как появился «Джаз для смелых»?

Давно мечтал объединить талантливую молодежь, работать с молодыми перспективными музыкантами. Подал проект на конкурс президентских грантов и выиграл. Когда в ИГУ узнали о моих планах, то поддержали и предложили сотрудничество. И сейчас Центр развития таланта принимает заявки на участие, а на базе университета очень скоро появится эстрадно-джазовый коллектив. В этом есть нотки ностальгии, ведь раньше в вузах такие бэнды были в порядке вещей. Площадка для занятий и концертов разместится на базе бывшего «Мегаполиса», где сейчас находится культурно-спортивный центр ИГУ. Уже почти завершен ремонт. Планируем собрать для начала около сорока человек. Потом будем расширяться, привлекать финансирование.

Какая цель у проекта?

Создать коллектив, вокруг которого будет проходить разный музыкальный движ, который в том числе и сам будет его генерировать. Важно не только показать мир музыки, но и перспективу развития. «Джаз для смелых» не школа, куда приходят без знания музыкальной грамоты. Мы собираемся работать с теми, кто уже владеет музыкальными инструментами. Для этого проводим кастинг. Потом задействуем наших музыкантов в «Джазе на Байкале», проведем для них серию мастер-классов, в том числе и по самопрезентации и менеджменту. В молодежных и объединенных общей идеей коллективах всегда рождаются новые идеи. Так, например, было с нашим шоу-квестом «Алиса и потерянные песни» по мотивам популярных советских мультфильмов. Мюзикл-перформанс родился из творческих встреч, за основу взяли музыку, театральное действо. В итоге получился интересный формат: зрители увлечены, взаимодействие с публикой выстроено, эффект достигнут.

То есть вы будете заниматься в том числе и продюсированием молодых музыкантов?

Да. Брендирование, мастер-классы с музыкантами и режиссерами – это все про «Джаз для смелых». Сейчас в городе и в области, по большому счету, нет таких структур, которые занимались бы выявлением талантов и их продвижением. А мы будем. К тому же проведем небольшие прослушивания в детдомах. Если встретим действительно талантливых, то возьмем их в коллектив. Такая возможность появится в рамках гранта. Сделаем все, чтобы создать атмосферу музыкальной лаборатории.

Есть ли аналоги проекта в других городах?

Меня вдохновил на создание Анатолий Берестов и его джаз-клуб «Геликон» в Новокузнецке. Это губернаторский джаз-клуб, существует еще с советских времен. С фестивалями, концертами, занятиями в студиях, творческими коллаборациями. Реальный пример сохранения традиций.

Сейчас джазовые коллективы менее востребованы с коммерческой точки зрения, на мероприятия обычно зовут одного саксофониста, певицу, реже дуэты. На корпоративах обычно ждут что-то популярное, и джазовым музыкантам приходится либо исполнять попсовое, либо искать какие-то другие выходы. Устраивать сольные концерты, например. Но это уже про культурное времяпрепровождение, а не клубный формат. На концерты идут как раз те, кто хочет послушать чистый джаз.

Почему назвали проект «Джаз для смелых»?

Так назывался другой мой проект, который еще в работе. Это импровизационные интервью с представителями творческой интеллигенции, бизнес-сообщества, политическими деятелями, учеными. Беседовал с ними о джазе, о музыке. Знаете, на джазовые концерты идут за импровизацией, за мимолетностью и неповторимостью. Музыканты никогда не играют так, как уже сыграли. И эта уникальность и создает особую прелесть. Музыка творится здесь и сейчас. Когда говорил об этом с гостями, то каждый – политик, бизнесмен, ученый – находил в себе эту смелость, импровизацию, жажду экспериментов. Они ощущали джаз в себе, с его помощью раскрывали потенциал. Очень интересно получилось. Пока что проект в работе, а название понравилось, выбрал его.

Из чего состоит ваша организация? Как выглядит структура, где ваш бренд?

В 2001-м году возник «Доктор Джаз» как любительский проект. Через пять лет организовали первый фестиваль «Джаз на Байкале», потом открыл ООО «Доктор Джаз» и через некоторое время – Фонд «Джаз на Байкале». Параллельно появился центр, в котором занимались гастролями, продюсированием, организацией концертов.

Задумались об именном бренде, нужно было все структурировать, заявить о себе и развиваться дальше. Выбрали Events FА. Концепция такая: у каждой ноты есть обозначение. Например, си – небеса, фа – система планет. А еще ФА – это мои инициалы: Филиппов Александр. Под эту концепцию будем все подстраивать, ведь это же не просто event-агентство и продюсерский центр, а ряд разных проектов, над которыми работает одна команда. В Events FA включены и «Джаз на Байкале», и «Летние джазовые сезоны», и «Джаз для смелых», и «Доктор Джаз». Это важно и для удобства зрителей и участников мероприятий, и для сотрудничества с партнерами.

Из врача вы перешли в музыканты, из музыканта — в продюсеры. Какая из ипостасей больше по душе?

Получаю колоссальное удовольствие от музыки. Но и продюсирование, и связанные с открытием юридического лица дела, менеджмент, организационные моменты тоже нравятся.

Как пережили пандемию?

Спасло то, что мы официально трудоустроены в Музыкальном театре. В самоизоляции работа над спектаклями не прекращалась. Благодаря этому нам было гораздо легче, чем многим другим музыкантам. Потому что когда часть ограничений сняли, то многие музыкальные группы распались, у них элементарно не было средств для существования, не говоря уже о том, что прекратилась концертная деятельность. А у нас была некоторая стабильность, что позволило в том числе и посвятить себя новым проектам.

Текст СВЕТЛАНА ШЕВЧЕНКО
Фото АРХИВ ГЕРОЯ
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: