18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Золото инков, Федор Конюхов и тема смерти в петербургском искусстве: 12 выставок апреля

В апрельском Петербурге ожидается выставочная мегаломания: кроме Фриды Кало в город привезли золото инков из Перу и античные фрески, мозаики и скульптуры из Археологического парка Помпеи.
Рассказываем, что смотреть на выставках-блокбастерах и какие вернисажи поменьше нельзя пропускать.

Портрет женщины. I век н.э. (фото Джорджио Албано)

Портрет женщины. I век н.э. (фото Джорджио Албано)

Причесывающаяся женщина. 50–70 годы н.э. (фото Национальный археологический музей Неаполя)

Причесывающаяся женщина. 50–70 годы н.э. (фото Национальный археологический музей Неаполя)

Боги, герои, люди. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпеи

Главный музейный «привоз» не только апреля, но и года. Помпеи и Геркуланум засыпало пеплом в начале прошлого тысячелетия (вспомним знаменитый «Последний день Помпеи» Брюллова), благодаря чему в веке 18 археологи извлекли фрески, мозаики и мраморные скульптуры в первозданном виде. Оказалось, что богатые и знаменитые Древнего Рима знали толк в роскоши: свои виллы они украшали искусством на мифологические и бытовые сюжеты, которое пришлось по вкусу, например, сестре Наполеона, которая и спонсировала археологические раскопки. Нам же остается раскрыв рот удивляться не только мастерству древнеримских художников, но поразительной актуальности образов с тысячелетних мозаик и фресок. Кажется, что на этом портрете не жительница Помпей из I века нашей эры, а Фрида Кало, одетая на испанский манер (или наша южно-европейская современница).


Государственный Эрмитаж
19 апреля-23 июня

«Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации»

Искусства народов, населявших территорию Перу до прихода испанских завоевателей в 16 веке в петербургских музеях представлено скупо — пара вещей в Кунсткамере и Эрмитаже, тем ценнее привозной блокбастер в стенах Российского Этнографического музея. Название «Золото империи инков», правда, скорее маркетинговый ход — из Лимы привезли в основном вещи доинскской эпохи. Посмотреть ритуальные золотые маски и сосуды важно не только из археологического интереса. Современные художники, например Евгений Антуфьев, по выставке которого водил экскурсию Андрей Малахов, эксплуатируют архаичные образы и эстетику грубой обработки металла. Поэтому изучаем «первоисточник». 


Российский Этнографический музей ул. Инженерная, д.4/1
до 1 августа

Юлдус Бахтиозина. Проект цирк 17. Шесть крыльев было бы слишком опасно.

Юлдус Бахтиозина. Проект цирк 17. Шесть крыльев было бы слишком опасно.

Григорий Михайлов. Прометей.

Григорий Михайлов. Прометей.

Александр Литовченко. Харон перевозит души умерших через реку Стикс.

Александр Литовченко. Харон перевозит души умерших через реку Стикс.

Выставочный проект «Жизнь после жизни»

Проект с изящным названием «Жизнь после жизни» — энциклопедия темы смерти во всех ее ипостасях на примере петербургского искусства с 18 века и до наших дней. Детали надгробий с рельефами плакальщиц перемежаются с фотографиями на стыке арт и фэшн Юлдус Бахтиозиной, а посмертные маски Пушкина и Николая I с абстракциями Михнова-Войтенко. У выставки будет не только саундтрек от композитора Миши Мищенко, но и свой аромат — Florential от Comme des Garçons.


Манеж
9 апреля-22 мая

Федора Конюхов

Федор Конюхов — путешественник, писатель, священник и художник, в каталоге персональной выставки в Русском музее он назван «человеком эпохи Возрождения». Музей любит показывать живопись медийных личностей — чего стоит только Сильвестр Сталоне в 2013 году. Кстати, выставку Конюхов открывал по телефону из одиночной кругосветной морской экспедиции. У Инженерного замка стоят очереди и уже не важно, что, собственно, показывают. Качество искусства отходит на второй план, когда его автор покорил Эверест, 5 раз обогнул земной шар и прямо сейчас терпит крушение в волнах Юного океана. Отдельной выставки стоят китчевые рамы «так плохо, что даже хорошо», которые создал коллекционер работ Конюхова.


Русский музей
Инженерный замок
до 13 мая

Евгений Михнов-Войтенко

Михнов-Войтенко считается важнейшим русским абстрактным экспрессионистом, хотя сам о себе художник писал: «Все — „измы“, а я сам по себе». Абстрактный экспрессионизм был моден в 50-е годы в США, когда  направление развивали Джексон Поллок и Марк Ротко. В Советском Союзе такие поиски не поощрялись, поэтому Михнов-Войтенко вел по сути двойную жизнь: днем оформлял рестораны и дома культуры как сотрудник Ленинградского комбинат живописно-оформительского искусства, а дома осваивал язык абстрактной живописи. В 70-е художника отстранили от оформительской работы в комбинате за ложные прогулы, а после смерти он стал, как это часто бывает, классиком петербургского искусства. 


K Gallery
4–28 апреля

Николай Фешин. Елка.

Николай Фешин. Елка.

Наталья Гончарова. Натюрморт с пионами.

Наталья Гончарова. Натюрморт с пионами.

Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова

Три петербургские коллекции

Какое искусство собирают люди, которые могут себе это позволить? Русский музей покажет 400 работ из собраний трех петербургских семей (Палеевы, Березовские и Наумовы) и судя по именам — это будет коллекция Русского музея в миниатюре. Арт-неймдроппинг можно продолжать бесконечно: амазонка русского авангарда Наталья Гончарова и гений импрессионистского портрета Николай Фешин, мирискусники Константин Сомов и Евгений Лансере, а также Кустодиев, Коровин, Репин и Петров-Водкин. Покажут даже марокканские рисунки всеобщей любимицы Зинаиды Серебряковой. Поездку в Марокко художнице в первые годы ее миграции оплатил барон де Броуэр с условием, что все понравившиеся путевые зарисовки он заберет себе. К счастью, кое-что осело и в Петербурге.


Русский музей
Корпус Бенуа
11 апреля-10 июня

Искусство глазами коллекционера из собрания Николая Кононихина

Николай Кононихин из тех коллекционеров, которые не прячут искусство, а показывают в музеах и сами же курируют выставки. Его коллекция ленинградского послевоенного искусства — это и советские последователи эстетической линии группы «Бубновый валет»,  и отличная школа литографии и живопись Владимира Яшке, который входил в группу «Митьки» в ее лучшие годы. Выставка стирает грань между понятиями «официальное» и «неофициальное» — многие художники входили в Ленинградский союз художников (ЛОСХ), при этом, например, Владимир Стерлигов — ученик Малевича. По субботам экскурсии по выставке проводит сам коллекционер.


Музей нонконформистского искусства
до 21 апреля

Роберто Матта и четвертое измерение

Пока в Хельсинки показывают выставку пионера сюрреализма Рене Магритта, в Эрмитаж везут чилийского художника Роберто Матта, который остался верен сюрреалистическим идеалам, даже когда направление вышло из моды. В 30-е годы он работал в мастерской Ле Корбюзье в Париже и сблизился с Андре Бреттоном, автором манифеста сюрреализма, который писал о молодом Роберто: «Он особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного». Роберто вдохновлялся идеями неевклидовой геометрии и исследовал пространство, а его поиски в свою очередь приспособил Джексон Поллок — возможно, самый известный американский художник 20 века.


Государственный Эрмитаж
Главный штаб
до 30 июня

«МОНО / ХРОМ» Андрей Рудьев

Рудьев — художник широкого профиля: работал художником-постановщиком на «Ленфильме», в 2005 году выступил в жанре паблик-арта: установил 40 пенопластовых пингвинов на фасаде здания Музея Арктики и Антарктики, но не оставляет занятия живописью. Его портреты погибших на перевале Дятлова туристов показывают сейчас на выставке «Перевал» в ДК Громов, а для Marina Gisich Gallery он подготовил сольный проект, разделенный на «цветную» и «черно-белую» части. Процитируем кураторский текст: «Как в советской песне «Из чего же сделаны наши мальчишки», Рудьев и его картины слеплены из смеси советской иконографии, западного фетишизма, метафизики, конструктивистского дизайна и техномузыки».  У живописи, определенно, есть будущее.


Marina Gisich Gallery
4 апреля–25 мая

Александр Дашевский «Битва симулянтов»

Вы могли не видеть живопись Александра Дашевского, но его мемориальный стенд, посвященный архитектору Александру Жуку наверняка пробегали глазами — он украшает зону вылета аэропорта Пулково. Его новый проект в Anna Nova — продолжение остросюжетной истории о мутациях классического картинного формата.  Как делать современное искусство, если тебе дорога живописная традиция? Дашевский ищет способы подверстать живопись со всеми ее возможностями и ограничениями под собственные задачи: делает подрамники неправильных форм, освобождая фигуры от фона, разбивает изображение на фрагменты или приставляет к работе написанную красками тень, так чтобы принципы подражания действительности спорили с законами физики.


Anna Nova
25 апреля-23 июня

Театральные эскизы Александра Васильева

Широкой публике историк моды Александр Васильев известен как ведущий «Модного приговора» и коллекционер русских театральных костюмов. До карьеры председателя модного суда Васильев был успешным художником театра и сценографом: сначала работал в Москве, а в 80-е эмигрировал в Париж. Кроме парижских подмостков он сотрудничал с Национальным театром в Лондоне, Шотландским балетом в Глазго и Королевским балетом Фландрии. Эскизы Александра Васильева для балетных и драматических спектаклей в Петербурге покажут впервые. 


Arts Square gallery
5-26 апреля

Керим Рагимов и Петр Швецов МИРНЫЙ

Керим Рагимов и Петр Швецов известны прежде всего своей живописью, Рагимов и вовсе гиперреалист, чьи фотореалистичные работы выставлялись на аукционе Sotheby's. Однако в Музее современного искусства при СПбГУ художники построят огромную «ротонду» из куриных лап — аллюзия на кимберлитовую воронку в поселке Мирный в Якутии, где добывают алмазы. Ради выставки Рагимов и Швецов перевоплатятся в эксковатарщиков — удостоверения прилагаются.

Музей современного искусства имени Дягилева, СПбГУ
8-22 апреля

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)