18+
  • Развлечения
  • Спецпроекты
  • Искусство
Искусство

Наталия Фещенко: «‎Для меня Сергей Дягилев — непревзойденный художник»‎

Мы поговорили с Наталией Фещенко, организатором авторских арт-вечеров и увлеченным коллекционером предметов искусства, о Сергее Дягилеве, его вкладе в культуру на рубеже веков и о том, как личная коллекция Наталии стала мобильным интерактивным музеем. 

Как вы выбираете темы для своих вечеров и как в списке ваших постоянных мероприятий появилась арт-лекция «Русские сезоны навсегда. Дягилев вечен»?

Темы для вечеров выбраны не случайно. Все это отголоски моих впечатлений от путешествий, моего хобби-коллекционирования дореволюционных открытых писем (именно так раньше назывались открытки), моего интереса к царскому времени.

Что касается вашего второго вопроса, я очень люблю Венецию, считаю ее городом вдохновения. В своих путешествиях в Венецию я часто посещала остров Сан-Микеле. Это очень красивое место, где обрели покой Иосиф Бродский, Игорь Стравинский и Сергей Дягилев. Так, Венеция и множество книг в домашней библиотеке о великом импресарио Сергее Дягилеве натолкнули меня на идею найти и собрать личную коллекцию памятных вещей, относящихся к его жизни.

От вечера к вечеру ваша коллекция обновляется. На предстоящих встречах гостей снова ожидают экспонаты, которых еще никто не видел?

Самая сложная и практически невыполнимая задача для коллекционера — перестать приобретать новые экспонаты (смеется). Но устоять перед некоторыми порой невозможно. Есть определенная категория гостей, которые приходят на арт-вечера, посвященные Сергею Дягилеву, не в первый раз. Это в том числе связано с тем, что каждый раз моя коллекция пополняется. Так, например, на тех мероприятиях, которые ждут нас весной, будет представлено письмо, написанное близкому другу Дягилева, с личной подписью Сергея Павловича. Я жду его из Нью-Йорка.

Также на днях я получила еще один очень ценный экспонат. Это цилиндр Вацлава Нижинского — артиста балета, любимца публики и звезды «Русских сезонов». Знаете, в чем его ценность для меня? На нем есть надпись, датированная 1911 годом и сделанная рукой Вацлава: «Поклоннику от В. Нижинского». Владельцем цилиндра был артист Большого театра Вахтанг Чабукиани, который привез его из США в 1920-х годах. С тех пор он хранился в семье его потомков. Такие интересные переплетения судеб и историй есть у каждого предмета моей коллекции.

«Я не просто собираю свою коллекцию, но и стараюсь вернуть утраченное на историческую родину, показывая важность, нужность и ценность этих вещей для будущих поколений»

Вы целенаправленно ищете новые экспонаты для своей коллекции? Не раскроете секрет, где именно вам удается их найти?

Мир коллекционирования очень разнообразен. Есть закрытые аукционы, которые проводятся в формате онлайн, часто именно на них я и нахожу интересующие меня вещи. Конечно, я избирательна в том, что приобретаю. Больше всего мне интересны личные вещи, старинные журналы, вырезки из газет и редкие издания книг. Часто будущие экспонаты находят меня сами. Бывало и такое, что предметы искусства находились в руках тех, кто не ценил возможность обладания ими и обращался с ними небрежно, желая избавиться от ненужного. Конечно, я не просто собираю свою коллекцию, но и стараюсь вернуть утраченное на историческую родину, показывая важность, нужность и ценность этих вещей для будущих поколений.

Оригинальность предметов искусства вашей коллекции подтверждена документально? 

Практически каждый экспонат проходит очень долгую экспертизу от Русского исторического музея. И только спустя 2–3 месяца я получаю оригинальное свидетельство о том, что предмет искусства подлинный.

Это необходимо делать прежде всего для того, чтобы быть честной с собой. Я создаю арт-вечера, на которые я сама с удовольствием пришла бы в качестве гостя. И конечно, в этом случае я не могла позволить себе ограничиться одной лекцией, как сейчас делают многие. Арт-вечера — это проект, где каждый гость как посетитель музея, но все экспонаты в его руках. Вы можете читать, листать, прикасаться, рассматривать, фотографировать. Да, мои ассистенты предлагают перчатки для работы с некоторыми артефактами, но это не отменяет того факта, что искусство никогда не было так близко.

Какой из экспонатов самый ценный? Не по стоимости, а по вашему мнению. 

Для меня это, конечно, увесистый том номеров журнала «Мир искусства» за 1900 год. Вы только представьте, изданию 124 года — и такая отличная сохранность: все страницы идеальны, лишь с небольшими следами бытования. «Мир искусства» — это веха в истории русской культуры, главный журнал русского модернизма. Здесь можно найти статьи об искусстве князя Волконского, оригинальные литографии Валентина Серова, Ильи Репина, очерки Александра Бенуа и наблюдения Сергея Дягилева. А какая бумага, иллюстрации! Издание было очень дорогим, сначала его меценатами были княгиня Тенишева и Савва Мамонтов, а затем ему покровительствовал сам император Николай II по ходатайству Серова. Сколько бы слов о журнале ни было сказано, всех их будет недостаточно. «Мир искусства» — это шедевр!

Кто для вас Сергей Дягилев? Некоторые называют его талантливым пиарщиком (хотя в его времена такого понятия еще не существовало), другие — великим реформатором, сам себя он называл шарлатаном. А как бы вы его определили?

Я скажу так: когда я готовилась к арт-вечеру, посвященному Сергею Дягилеву, было несколько моментов, в которые я приостанавливала подготовку и даже думала о том, чтобы вовсе отказаться от этой затеи. Я испытывала огромный спектр чувств: восхищалась и ненавидела, любила и презирала его. Это похоже на отношения между людьми, которые любят, но не могут быть вместе. В таких отношениях есть непонимание и в то же время особое притяжение. Так и с Дягилевым. Я отстранялась от него, а потом снова возвращалась к процессу подготовки.

Для меня Сергей Дягилев — непревзойденный художник. Он открыл всему миру русское искусство и в особенности балет, и мир влюбился. Дягилев — чудо! В даре убеждения и очарования ему не было равных.

Как вам кажется, был бы такой успех у русской и особенно театральной культуры за рубежом, если бы не было Сергея Павловича? То есть насколько высока роль личности в данном случае?

Можно говорить о том, что если бы не Сергей Дягилев, то был бы кто-то другой, кто открыл бы миру русское искусство. Но этим кем-то стал именно Дягилев, и этого не изменить. Он оказал огромное влияние на культуру того времени. Стоит отметить хотя бы то, что Джордж Баланчин, хореограф, которого рассмотрел именно Сергей Павлович, стал основоположником блистательной школы балета в США. То, что увидел западный зритель, изменило всю систему восприятия. Его пленили и заворожили русская музыка, голоса, танец, костюмы и, конечно, декорации. В моей коллекции экспонатов есть подборка поистине редких театральных журналов Comoedia illustré, в которой описывается восхищение парижской публики и то, как гениальны русские, как неповторимы в своем искусстве танца. 

Дягилев, безусловно, открыл русский балет миру, но блистал он за счет своих звезд: Тамары Карсавиной (любимицы Сергея Павловича), Анны Павловой, Брониславы Нижинской, Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Антона Долина, Михаила Фокина и многих других.

«Творчество — это лучшая медитация и способ познания себя как автора и создателя, поэтому я так люблю эти мастер-классы»

Во второй части арт-вечеров вы устраиваете мастер-классы. Расскажите, что именно происходит на мастер-классе по Дягилеву?

На арт-вечере, который посвящен «Русским сезонам», гости создают открытку ручной работы на тему балета. Я подготавливаю пошаговую инструкцию и, конечно, весь необходимый декор и инструменты. И хочу вам сказать: несмотря на одинаковый набор материалов, открытки получаются настолько разными, что я постоянно восхищаюсь фантазией и талантом своих гостей. Затем специально приглашенный каллиграф Александра своим утонченным почерком подписывает уже готовые открытки. Далее мы оформляем их в подарочные боксы, перевязываем ленточкой — и вуаля! У вас готов идеальный вариант подарка для того, кто очень дорог, близок и любим. Творчество — это лучшая медитация и способ познания себя как автора и создателя, поэтому я так люблю эти мастер-классы.

На что вы обращаете внимание, когда выбираете места для проведения своих вечеров? Где все происходит в Москве и Петербурге?

Мне очень важна историческая составляющая в этих пространствах. Я просто влюблена в «Гостиную Распутина» на Гороховой улице в Петербурге. Атмосферная и магическая — вот какие впечатления она оставляет у гостей. Хочу сказать спасибо ее хранителю Павлу Дикову, благодаря которому я могу проводить там свои вечера. Он и сам является большим поклонником и постоянным гостем моих мероприятий.

В Москве я очень люблю галерею «Другое дело». Здесь просторно, светло и очень гармонично смотрятся роскошный деревянный стол, винтажные стулья и другая антикварная мебель, а также старинный рояль.

Открою вам секрет. Сейчас я все делаю для того, чтобы мои мероприятия обрели свой постоянный дом. Именно туда гости смогут прийти и увидеть постоянную экспозицию, которая посвящена Дягилеву и «Русским сезонам», стать участниками арт-вечеров, мастер-классов и чайной церемонии. Верю, что все получится и этот год станет судьбоносным для моего потрясающего проекта!

Вы уже довольно давно проводите свои вечера, включая и те, которые посвящены Сергею Дягилеву. Какой у них отклик? 

Лучший отклик для меня — тот факт, что в конце вечера, когда уже прошли три часа и мероприятие закончилось, гости не расходятся. Они ждут продолжения истории, задают вопросы и просят рассказать что-нибудь еще. Это очень приятно! Приятно, что есть интерес от известных людей, в том числе от тех, кто имеет непосредственное отношение к искусству: это артисты Большого и Мариинского театров, публицисты, писатели, издатели, эксперты, коллекционеры. И даже спустя время многие гости приходят на арт-вечера по другим темам, приглашают своих друзей и близких.

Арт-вечера — это моя исповедь. На них я максимально открыта, естественна и честна. Гости это чувствуют и проникаются атмосферой.

«Гости арт-вечеров завороженно ждут, из каких же чашек они будут пить копченный на дровах чай и кому же достанется чашка Дягилева из сервиза его семейного дома в Перми»

У вас также есть коллекция винтажной посуды и других предметов сервировки, которые в конце вечера участвуют в чаепитии. Есть среди чайных пар и та, которая принадлежала самому Сергею Павловичу. Не боитесь, что что-нибудь из коллекции может пострадать? 

Пылиться на полке и быть предметом восхищения лишь издалека? Нет, это не о моем формате. Да, каждая чашка уникальна: здесь есть фарфор фабрики Храпунова, редкие экземпляры фабрики Матвея Кузнецова, лиможский фарфор. Чего только стоит чайная пара со вставкой для усов или специальная чашка для левшей, кобальтовые чайные пары, выполненные в редкой технике цировки, или чашка, в одну из граней которой вставлена ценная камея. Я считаю, что эти чайные пары должны оживать в руках гостей! И гости завороженно ждут, из каких же чашек они будут пить копченный на дровах чай и кому же достанется чашка Дягилева из сервиза его семейного дома в Перми. Не хочется лишать гостей этого удовольствия.

Какие у вас планы на будущее? Есть новые задумки в рамках проекта?

Да! Есть еще одна идея для нового арт-вечера. И он будет, скорее всего, самым масштабным из всех! Его тема — Николай II и Александра Федоровна, император и императрица. Сейчас я составляю список того, что буду приобретать в этом году для новой коллекции. По вечерам зачитываюсь собранием их писем друг другу. Это позволяет мне расширить интерес своих поисков. По сохранившимся с коронации фотографиям мои мастерицы воссоздадут парадный костюм Николая II и бальное платье Александры Федоровны, которые будут представлены на вечерах. Также со дня коронации императора сохранилось множество артефактов, и гости моих вечеров смогут увидеть экземпляры подарков, которые вручались на этом торжестве приглашенным, — коронационный стакан, антикварный платок.

Верю, что все осуществится и нас ждут новые интересные встречи, знакомства с гостями, приглашения в камерные проекты и даже поездки в другие города, помимо Москвы и Санкт-Петербурга.

БЛИЖАЙШИЕ АРТ-ВЕЧЕРА ПРОЙДУТ

В Москве:

3 марта, 16:00

Галерея «Другое дело», ул. Старая Басманная, 15А, стр. 4

«Жорж Борманъ и Эйнемъ. Сладкая история шоколада в дореволюционной России»

В Санкт-Петербурге:

6 апреля, 16:00

Пространство «Гостиная Григория Распутина», ул. Гороховая, 64

«Русские сезоны навсегда. Дягилев вечен»

7 апреля, 16:00

Пространство «Гостиная Григория Распутина», ул. Гороховая, 64 

«Жорж Борманъ и Эйнемъ. Сладкая история шоколада в дореволюционной России»

Текст: Светлана Некрасова

Фото: Арсен Галстян

Продюсирование съемки: Роман Рык

Стиль и образ: SIVORENT

MUAH: Екатерина Герасимова

18+

Люди:
Наталия Фещенко

Комментарии (0)