18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Эрмитаж воссоздал атмосферу парижских салонов эпохи Просвещения

В Зимнем дворце открылась масштабная выставка «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века».

Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на салоне в Лувре в 1785 году. Бумага, гравюра резцом
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на салоне в Лувре в 1785 году. Бумага, гравюра резцом

Совместный проект Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры (так называемыми салонами) и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом эпохи Просвещения Дени Дидро и ставшими впоследствии ценным источником для понимания искусства XVIII столетия.

Михаил Пиотровский

генеральный директор Государственного Эрмитажа

Полноценный рассказ о парижских салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого — сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что всякая выставка о Дидро — об Эрмитаже тоже.

Экспозиция включает более 200 произведений, среди которых картины и рисунки таких художников, как Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Жан-Батист Грёз, Карл Ванлоо, Клод Жозеф Верне, Юбер Робер, Жан-Батист Симеон Шарден, Никола Ланкре и Жак Луи Давид; работы скульпторов Жана Антуана Гудона, Этьена Мориса Фальконе и его ученицы Мари-Анн Колло (создавшей мраморный портрет Дени Дидро), гравюры, медали, предметы декоративно-прикладного искусств, а также книги и рукописи — как самого Дидро, так и его современников.

Жан-Баттист Грёз. Паралитик. Холст, масло
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Жан-Баттист Грёз. Паралитик. Холст, масло

Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Жан-Батист Симеон Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. Холст, масло

Огюстен Пажу. Монумент в память ландграфини Анастасии Гессен-Гомбургской (1730–1809). Мрамор
Фото предоставлено пресс-службой Эрмитажа

Огюстен Пажу. Монумент в память ландграфини Анастасии Гессен-Гомбургской (1730–1809). Мрамор

Выставка представляет панораму французского искусства XVIII века — от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия — и позволяет по-новому взглянуть на эпоху Просвещения.

Завершает экспозицию реконструкция кабинета Дидро, каким он мог бы быть в доме на улице Таранн в Париже, воссозданного по описанию в статье «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства». Благодаря обширному эрмитажному собранию предметы обстановки подобраны максимально достоверно в соответствии со вкусами эпохи, а сам хозяин предстает как искушенный коллекционер, к чьим суждениям прислушивалась вся просвещенная Европа.

Дени Дидро (1713–1784) — один из самых глубоких и разносторонних представителей французского Просвещения XVIII века, философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. В своих «Салонах» Дидро в живой и доступной форме поднимает самые глубокие вопросы философии, эстетики и истории искусства, а его образные, точные описания картин и скульптур оставляют у читателя яркое впечатление о произведении.

Экспозиция «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Николаевском зале Зимнего дворца (зал №191) будет работать вплоть до 17 марта 2024 года. Посетить ее можно по входному билету в Главный музейный комплекс.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)