• Город
  • Урбанистика
Урбанистика

Город, который мы не увидели: Армен Арутюнов рассказал о фантомной архитектуре Самары

Специально для «Собака.ru» историк архитектуры и градозащитник Армен Арутюнов рассказал, как могла бы выглядеть Самара, если бы все масштабные архитектурные проекты прошлых лет - от амбициозного «Дома наук и искусств» Константина Головкина на месте Станкозавода до отеля «Турист», который огромным парусом врезался бы в исторический центр, – получилось воплотить в жизнь. Это был бы другой город…

«Дом наук и искусств» Константина Головкина

«Дом наук и искусств» Константина Головкина

Политехнический институт Алексея Щусева

Политехнический институт Алексея Щусева

Дореволюционные, революционные и первая набережная

Первый нереализованный проект, который я хотел бы упомянуть, — «Дом наук и искусств» Константина Головкина, который планировался в 1910-х годах. Это был комплекс зданий, включающих музей, библиотеку, лекционные залы и так далее. Место для своего «Дома» Головкин присмотрел на склоне при пересечении улиц Красноармейской и Куйбышева, на месте будущего Станкозавода. Он предлагал построить все на свои собственные средства: от города только требовалось дать ему землю, позволить перестроить здание приюта и церкви и назначить его директором нового проекта на жалованье. Ничего из этого не вышло.

Еще один интересный проект из 1916 года — здание Политехнического института Алексея Щусева. Он планировался на месте нынешнего Дворца спорта и Цирка и должен был хорошо просматриваться с Волги. Но, видимо, из-за событий Революции и Гражданской войны, этот проект тоже не был реализован. Отдельное здание Политеха появилось гораздо позже и в совершенно другом месте – на Первомайском спуске.

30-е годы прошлого века стали временем переосмысления городов. Конечно, в Самаре я не видел проектов уровня Ивана Леонидова с его Городом Солнца, но они могли появиться, если бы в Самаре остался жить архитектор Дмитрий Вернер, который уехал в Омск, где проектировал Город-сад. Зато в Самаре было много проектов по реконструкции существующих улиц и площадей, например площади Революции и территории вокруг Драмтеатра. В это же время появляется первый проект самарской набережной, который не был взят в работу. К ее постройке приступили только в 50-е годы. Стоит вспомнить очень своеобразный проект по реконструкции Театра драмы, который предложили архитектор Леонид Волков в соавторстве с братьями Каневскими. Суть проекта состояла в том, что «пряничный домик» надо «разобрать», чтобы получить конструктивистское здание с сохранением объема, но без башенок и всей этой «псевдорусской шелухи». А еще это было время больших градостроительных проектов: шла работа над городом будущего, и архитекторы с градостроителями придумывали, как и чем будет жить Самара в ближайшие двадцать лет. В 1937 году появляется первый Генплан Куйбышева.

Первый Генплан

1937 год — это уже совершенно другая эстетика. Вся советская архитектура ХХ века — это постоянный маятник: представление о том, каким должен быть архитектурный и эстетический облик города и отдельных зданий, каждый раз менялось. Советское градостроительство – это, конечно, не узкие уютные улочки старой Самары, а широкие проспекты, высотное строительство и создание целых комплексов зданий. Это отражено в существующих строениях, например, в Доме Промышленности, который по первоначальному проекту планировался на весь квартал. Практически на весь квартал был рассчитан и Дом специалиста рядом с «Юностью». Большая часть таких больших градостроительных проектов, связанных с реконструкцией зданий в центре города, остались на бумаге по финансовым соображениям. Потом уже началась Великая Отечественная война и было уже не до этого.

Сталинская эпоха

Следующий большой проект появляется в начале 50-х годов - эпоху зрелого послевоенного неоклассицизма. В этот период в Москве строятся знаменитые сталинские высотки, а в Самаре начинают разрабатывать большой проект по приспособлению и развитию прибрежных территорий в городской черте и проектируют масштабный проект ансамбля Самарской площади. Он был частично реализован.

Надо начать с того, что не было площади Славы: на ее месте был Ярмарочный спуск. Изначально предполагалось, что от Самарской площади вниз к Волге пойдет благоустроенный спуск с беседками и ротондами, а вокруг будет создана специальная застройка. Центральное здание Гидропроекта, где сейчас располагается Арбитражный суд, должно было стать четырнадцатиэтажной высоткой, сделанной в духе московских. Но проекту помешали не финансовые, а идеологические моменты: проектирование и строительство началось в 1952-1954 годах, а в 1955 вышло постановление Хрущева об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Соответственно, все потихоньку свернули: что успели — то успели, что не успели — и ладно. Успели возвести несколько этажей и все. Это один из самых ярких нереализованных архитектурных проектов сталинской эпохи, который фактически остался на бумаге.

Деловой центр

В 60-70-е годы разрабатывались большие градостроительные проекты, в том числе новый Генплан и комплексный проект нового центра города. Послевоенный Куйбышев состоял из двух «городов» — старой Самары и нового большого промышленного района Безымянка с заводами, жильем и инфраструктурой. Но их ничего не объединяло, между ними были какие-то сады и поселки. Позже появилась жилая застройка, например, на улице Гагарина – это такая полумера, но реальных попыток объединить старый и новый город не было, и Куйбышеву требовался выраженный центр.

В целом, все развитие Самары, начиная с XIX века, это постоянное смещение общественно-делового центра: сначала Хлебная площадь, потом площадь Революции, потом площадь Куйбышева.

В 40-е годы Самарская площадь должна была стать центром города, а уже в 60-70-е нужно было что-то новое. Поэтому коллектив авторов во главе с Ваганом Каркарьяном разработал видение нового центра города - масштабный проект, предполагавший создание деловой оси в районе улицы Революционной и Университета, которая шла бы от Волги до Самарки. Планировалась даже отдельная прибрежная полоса с благоустройством.

Важным проектом этой оси должен был стать крупный спортивный центр. То, что этот проект не реализовали, я отношу к досадному упущению. Почему станция метро на улице Гагарина называется «Спортивная»? Потому что на месте современного «Космопорта» планировался стадион, так называемые «Куйбышевские Лужники». Там, как и в московских Лужниках, должен был располагаться не только большой стадион, но целый комплекс спортивных объектов.

«Дома-книжки» на месте современного здания «Шанхая»

«Дома-книжки» на месте современного здания «Шанхая» 

Конкурсный проект монумента Славы

Конкурсный проект монумента Славы

Новый Арбат по-куйбышевски и монумент Славы

Серьезных модернистских проектов было несколько. Один из них — частично реализованный проект улицы Молодогвардейской. Проект столичного Нового Арбата стал лицом хрущевской Москвы. В Самаре на месте современного здания «Шанхая» тоже прорабатывалась идея «домов-книжек» по примеру Нового Арбата. У нас планировали, конечно, более скромные здания по высотности, но, в общем и целом, было очень похоже. Множество эскизов было по Самарской площади. Самый крупный проект, который не был реализован, — это конкурсный проект монумента Славы. Объявили всесоюзный конкурс, на котором победу одержала куйбышевская команда, — Юрий Храмов, Михаил Труфанов, Ваган Каркарьян и художник Георгий Кикин. У них был очень интересный проект: бровка площади Славы, остается Ярмарочный спуск, над ним мостик. На месте нынешнего здания Правительства должен был располагаться музей Великой Отечественной войны с вогнутыми фасадами. Кстати, у современного здания Дома рока была аналогичная архитектурная деталь. Внутри комплекса интерактивное пространство. Когда человек заходил, там начинала играть музыка. В сравнение я всегда привожу Мамаев Курган, где пространство, содержание, музыка — все воздействует на тебя, на переживание темы. Я до сих пор не понимаю, почему комплекс на Самарской площади не был реализован. В итоге проектирование досталось московской команде — скульпторам Павлу Бондаренко и Олегу Кирюхину и архитектору Андрею Самсонову. Именно тогда поставили современный монумент Славы и засыпали Ярмарочный спуск, уничтожив связь Самарской площади и Волги.

Гостиница «Турист»

Гостиница «Турист» 

На всех парусах

При всей неоднозначности потенциального расположения, гостиница «Турист» Юрия Храмова в форме гигантского паруса могла бы стать шедевром модернизма, если бы все-таки была построена. Боюсь соврать по количеству этажей, но это было гигантское сооружение, планируемое примерно на месте современного «Холидей инн»: хотели сделать гигантский парус, врубленный в исторический центр города. По пластике, по проработке проекта — это, конечно, такая колоссальная история. Здесь планировали открыть не только гостиницу, но и туристский центр: по сути, там должен был быть такой Дом туризма – первые этажи общественные, а выше — уже жилье. Но проект тоже не реализовали. Позже гостиницу «Турист» Храмов проектировал рядом с Силикатным оврагом — это нынешняя Северо-восточная магистраль, то есть «Ладья». Разница между проектами всего несколько лет, но уже совершенно другая архитектура. Я это связываю с тем, что сменилась эстетика. Строить «Турист» на месте нынешнего ЖК «Ладья» начали в перестроечный период и не завершили, успели сделать только каркас. В итоге высотки там все-таки появились — в 2000-х на месте «Туриста» построили жилой комплекс.

В этом районе у Храмова был еще один проект на месте Силикатного завода и прилегающей территории — международный деловой центр. Это уже 1993 год. Центр Международного сотрудничества — гигантское здание в эстетике 90-х, где уже потихоньку появляется стекло. Это еще такой переходный период — с модернизма на хайтек.

Комплекс Ленинского мемориала на улице Садовой

Комплекс Ленинского мемориала на улице Садовой

Ленинский мемориал на углу Куйбышева и Льва Толстого

Ленинский мемориал на углу Куйбышева и Льва Толстого

Инкомбанк на углу Полевой и Самарской, 1992

Инкомбанк на углу Полевой и Самарской, 1992

Институт Гипросвязь на углу Полевой и Самарской, 1973

Институт Гипросвязь на углу Полевой и Самарской, 1973

Последний фантом 90-х

Интересный нереализованный проект я нашел в одном из альбомов Алексея Моргуна — Ленинский мемориал. Были поиски решения, как должен был выглядеть филиал музея Ленина, позже ставший музеем Алабина. Работала команда под руководством Евгения Розанова из института имени Мезенцева. В авторском коллективе был и Алексей Моргун: как главный архитектор Самары, он искал места и привязки для проекта. Один из эскизов предполагал строительство мемориала на улице Куйбышева, между улицами Льва Толстого и Некрасовской, со спускающейся к Волге террасой. Под этот проект нужно было расчистить полквартала. В итоге здание спроектировали совсем иначе и в другом месте - на улице Ленинской. Реализована только часть задуманного. Успели сделать сам музей, улочку старой Самары, площадь с памятником молодому Ульянову, построили Дом книги на противоположной стороне. А на месте Пенсионного фонда задумывался большой Дом политпросвещения, предполагалось сделать бульвар, который соединял бы две площади, – площадь здесь и площадь Куйбышева. Судя по эскизу, планировалась жилая застройка вдоль Садовой.

Были и отдельные большие проекты: например, высотка отделения Инкомбанка. Проект делали архитекторы Юрий Храмов, Владимир Борисов и Юрий Мусатов. Или здание Гипросвязи на месте первого «Макдоналдса» - тоже нереализованная высотка.

Проектов 2000-2020-х годов я бы не хотел касаться, хотя были достойные нереализованные проекты. А было и совсем странное. Например, в 2000-х на площади Славы планировали сделать общегородской центр «Самарский», который предполагал строительство целого комплекса с башнями, подземной частью под площадью и небоскреба а-ля «Бурдж-эль-Араб» в Дубаи. Впрочем, этот проект который не стоит воспринимать серьезно.
 

Фото: Максим Монахов, архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Смр.Собака.ru – Самара будущего

Комментарии (0)

Купить журнал: