18+
  • Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Владимир Колодкин (ДГТУ): «На современном рынке труда не ждут стандартизированных студентов»

Проректор по учебной работе ДГТУ, в прошлом генеральный продюсер телеканала «Южный регион — РБК», Владимир Колодкин — о новом образовательном пространстве «T-университет», современной журналистике и локальном работодателе.

У вас богатый профессиональный опыт. Ведущий «Европы Плюс», главный редактор «Делового квартала», генеральный продюсер телеканала «Южный регион — РБК», теперь проректор по учебной работе ДГТУ. Не могли бы вы кратко обозначить главные этапы вашего карьерного пути?

 

Мой путь выглядит как закономерная попытка встроиться в мир медиа. Меня интересовало радио, но там, где я жил, это было недоступно. Когда приехал в Ростов, заразился FM-вещанием. Попробовался, и мой голос оказался подходящим. Учеба на журфаке только способствовала развитию природных данных — расширяла кругозор.

Когда я стал главным редактором журнала «Деловой квартал», рынок начал стремительно сужаться. После 2008 года проявились многие кризисные явления. Эксперты стали говорить о необходимости идти в интернет. Я думал, эти прогнозы осуществятся нескоро… Но перемены наступили нежданно: журнал перешел в онлайн, для работы потребовались другие компетенции.

Во время работы генеральным продюсером «РБК Южный регион Дон» меня пригласили сотрудничать с ДГТУ. Все эти годы я преподавал: мне нравилось транслировать опыт. В 2005-м защитил диссертацию.

Параллельно с работой в РБК мы с Бесарионом Чохоевичем и специалистами из Высшей школы экономики создавали факультет «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии». В 2011 я стал его первым деканом.

Я бы назвал себя академическим управленцем. Это не совсем администратор. Если ты не разбираешься в образовательном процессе, то никогда не сможешь стать управленцем. Декану необходимо знать содержание.

 

Расскажите, что такое «Т-университет» и как зародилась идея создать новое образовательное пространство.

 

Идея лежала на поверхности, но я долго не понимал, как к ней подступиться. Я разрабатывал и запускал магистерскую программу в ЮФУ. Тогда мне посчастливилось увидеть все достоинства и недоработки высшего образования. Я понял, что если не изменить систему управления в университете, то интересная идея может не выстрелить. Журналистское образование, например, должно стать более практико-ориентированным.

Программа, которую я создавал, называлась «Медиапродюсер». Она была полностью построена на практиках, но мне пришлось многое пережить при коммуникации с бюрократическим аппаратом. Конечно, бюрократическая система создана на благо управленческой безопасности, но постепенное реформирование в этой области необходимо.

Однажды ректор пригласил меня создать технологическую площадку для развития предпринимательства среди студентов. Так возник промышленный коворкинг «Гараж». После я проучился 5 модулей в «Школе ректоров» в «Сколково». К концу обучения я понял, что наш коворкинг сможет функционировать только в обновленном образовательном пространстве.

По возвращении обратился с проблемой к Бесариону Чохоевичу: «Если мы хотим, чтобы вуз предлагал студентам технологическое предпринимательство как трек для построения карьеры, нам нужно поменять всю модель. Бакалавриат должен стать другим». Через некоторое время ректор предложил мне должность проректора по учебной работе. Индивидуализация образования стала главным направлением моей работы. Модель, в которой студент сам выбирает дисциплины и несет ответственность за свое будущее, крайне необходима.

В «Т-университете» мы отходим от понятия образовательной программы. Студент не приходит на заранее определенный набор дисциплин. Новый бакалавриат спроектирован так, чтобы ребята получили не только необходимый минимум для профессионализации, но и ряд уникальных навыков.

«Т-университет» разделен на образовательные пространства, этапы становления человека. Первое из них — «Университетский минимум», где базовые возможности студента анализируют и дополняют. После года обучения, когда студент достигает определенного уровня английского, проявляет ключевые компетенции, связанные с критическим мышлением и рефлексией, ему предлагают перечень предметов для дальнейшей работы. В «Области наук и технологий» мы даем важный инструментарий в интересующей сфере. В середине второго года ребята могут сменить направление.

Со второго семестра доступны и «Элективы». В этом пространстве можно выбрать самые неожиданные, разрозненно лежащие модули или, наоборот, «пучок» упакованных в майнор дисциплин. С помощью майнора ребята могут освоить дополнительную квалификацию, вне зависимости от основной профессии.

Третий и четвертый год — новая ступень, major [пер. с англ. «главный»], отвечающая за профессиональные компетенции. Мы помогаем студентам не только получить набор ключевых дисциплин, но и сформировать уникальный компетентностный профиль. Например, мы хотим, чтобы один выпускник-материаловед прекрасно говорил на английском, другой — разбирался в астрономии. На современном рынке труда не ждут стандартизированных студентов. Единая «упаковка» — сумасшедшая экономия средств и ресурсов.

Мы также считаем, что учиться можно только при деятельностном подходе. Если студенты занимаются английским, то в качестве финального проекта они должны поставить пьесу или дублировать фильм. Если осваивают программирование — написать программу для потенциального работодателя. В конце каждого модуля ребята в командах будут готовить финальный продукт. Выполняя общую задачу, каждый пройдет уникальные этапы дисциплинарной обвязки. Мы смотрим не на финальные результаты студента, а на его успехи в течение модуля: в чем он прирос, где были дефициты.

Все профессиональные компетенции вырастают из базовых: рефлексии, критического мышления, умения работать в команде. Если доктор хорошо владеет скальпелем, но при этом не умеет коммуницировать с другими, он не сможет провести коллективную операцию.

Наш университет несет ответственность за компетентностный профиль и минимально нужные знания, достаточные для того, чтобы встроиться в деятельность желаемых предприятий. Мы смотрим на необходимые для потенциальных работодателей навыки. К некоторым специальностям можно подойти только с помощью магистратуры. Например, стать физиком-ядерщиком после четырех лет бакалавриата невозможно.

 

Каких программ вам не хватало во время обучения?

 

В российской системе образования абсолютно недооценена логика. У нас не развита культура дискуссии и аргументации. Журналист подвергает критическому осмыслению все, что его окружает. Для этого навыка должен быть выработан необходимый инструмент.

Мне также кажется, что нас недоучили владению цифровыми средствами. Преподаватели делали акцент на бумаге. Когда я был второкурсником, мой научный руководитель Александр Иванович Акопов уже создал первую ростовскую электронную газету, развил направление интернет-журналистики. Тогда над ним все смеялись.

Необходимо рассказать студенту о самых новых тенденциях, чтобы он мог качественно планировать карьерную траекторию. Мы должны быть на научно-технической передовой, должны помогать рынкам видоизменяться.

Но журфак сделал значительный вклад в развитие общего кругозора.

Есть такой подход — прочесть сто великих книг. Определенный набор, который читают все филологи и журналисты. Я бы добавил туда Маркса и еще несколько философских трактатов. Интеллигентный человек — не тот, кто прочел этот обязательный минимум, но тот, кто смог его понять. Он имеет мнение об Аристотеле, Фоме Аквинском или Августине Аврелии. Не понимая базовое, выпускник не сможет говорить даже о дрожжах.

На журфаке мы не только читали сто великих книг, но и обсуждали их — и с профессорами, и со сверстниками. Этот опыт дал мне гораздо больше, чем история донской журналистики.

 

Сколько должен учиться современный журналист?

 

Он сначала должен ответить на вопрос «Кто такой журналист?».

Для образования медиаспециалиста, который может смонтировать ролик или организовать трансляцию, достаточно и двух лет. Но журналист должен осваивать огромные объемы информации и выделять единственно возможную истину, быть навигатором для масс. Для этого необходимо шесть лет.

Сначала он должен освоить liberal arts, научиться логике, риторике, прочесть ключевые культурные трактаты, параллельно осваивая специальный инструментарий. Эти 6 лет журналист учится мыслить и композиционно выстраивать мышление.

 

В новом учебном формате вы планируете концентрироваться на совместной работе студентов. В интервью «РИА Новости» вы назвали умение продуктивно работать в команде главной метакомпетенцией. Не будет ли такой подход препятствовать развитию профессиональной индивидуальности?

 

Любая профессия подразумевает работу в команде. В современном мире невозможно говорить об индивидуальной работе, потому что мы все завязаны друг на друге. Вы всегда находитесь в большой команде. Поэтому очень сложно вырастить человека, который управляет системами систем. Представьте, где-то на планете есть человек, который будет отвечать за колонизацию Марса. Я даже не могу это представить. Он будет знать все: от монтажа рекламного ролика до траектории космического корабля.

Некомандный игрок никогда не колонизирует Марс. Даже смотрителю острова нужно контактировать с другими: собственниками, посетителями и т.д.

Более того, увольнения происходят, если сотрудника считают неэффективным для команды.

 

Как начнется новый учебный год? Планируете ли вы сразу разделить первокурсников?

 

В этом году мы организовали общий набор. Студент сначала должен поступить в ДГТУ, а только потом с помощью онлайн-инструментов он может перейти в «T-университет». Первокурсники не сразу приступают к занятиям. В первые дни у нас проходят дни навигации, во время которых студенты знакомятся с университетом и друг с другом.

В этот период мы покажем опцию переключения в «Т-университет». Поставим ограничение в 1000 человек (всего в этом году 4500 студентов). Для первокурсника, выбравшего новую траекторию, 6 сентября начнется совершенно другой путь.

В этом году мы решили сотрудничать с нашими преподавателями, по минимуму приглашая людей извне. Оказалось, что у нас огромный креативный потенциал.

Мы были очень удивлены, когда они предложили уникальные, нестандартные курсы для первокурсников. Например, в модуле «Введение в гуманитарные науки для инженерных специальностей» ребята должны в командах выстроить связь между пятью разными артефактами. В течение двух месяцев они будут разгадывать квест с помощью нескучных встреч с археологами и искусствоведами. Наши преподаватели готовы говорить о привычных категориях по-другому.

Мы очень надеемся, что будет ажиотаж. В то же время понимаем, что родители и консервативная среда могут оградить ребят от «Т-университета». Нас предупреждали, что родители — главный сдерживающий фактор. Но пойти обратно уже невозможно: «Т-университет» — стратегический проект трансформации университета по программе развития «Приоритет 2030». Мы будем представлять пространство на федеральном уровне.

 

Как формально будет отличаться диплом выпускников «Т-университета» от дипломов ребят, окончивших вуз традиционным путем?

 

Этот вопрос часто задают родители. Поскольку мы государственное бюджетное учреждение, мы выдаем документ государственного образца. Проблема в том, что наша планка выше предусмотренных стандартов. Работодателям важны навыки потенциального сотрудника.

Помимо диплома, каждый выпускник «T-университета» получит портфолио с выполненными за годы обучения проектами и компетентностный портрет. Мы также создадим для каждого индивидуальное рекомендательное письмо, исходя из специфики профессии и потенциального работодателя.

Мы готовы отвечать за прирост компетенций студента и те проекты, которые он будет создавать в команде.

 

Насколько работодателю будет интересен выпускник с индивидуальным учебным планом? Готов ли ростовский работодатель, еще сохраняющий долю консерватизма, к таким кандидатам?

 

Заботясь об условиях работы студентов, мы должны смотреть на передовую. Если ДГТУ начнет целиться на ключевые международные компании, то региональные работодатели не пострадают — они получат специалистов мирового уровня.

 

Каким вы видите первый выпуск «Т-университета»?

 

Я вижу их ответственными гражданами и ответственными потребителями, в том числе образовательного контента. Это будут люди, которые смогут увидеть свои дефициты и сумеют их восполнить. Мне кажется, сегодня это главная компетенция.

 

Большое спасибо, Владимир Александрович! Удачи вам и «T-университету» в новом учебном году!

Текст: Татьяна Алубаева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: