18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Саркофаг жреца, Аммония, портрет Каменского: рассказываем, на что посмотреть в пермских музеях

Культурная жизнь Перми то и дело подсвечивается интересными экспозициями в городских музеях. В конце марта художественная галерея открыла выставку, посвященную древнему Египту. На ней представили настоящий саркофаг, который предположительно принадлежит жрецу богини Исиды. «Прм.Собака.ru» рассказывает о нем подробнее, а также о других интересных экспонатах с выставок в музеях Перми.

Архив редакции «Прм.Собака.Ru»
Архив редакции «Прм.Собака.Ru»

Саркофаг жреца Исиды

До «Немного страшной выставки» Пермская галерея показывала его всего два раза – в 1950-х и в 1998-2000 годах. А вместе с ним и несколько мумий. Эти экспонаты попали в хранилище галереи после Гражданской войны – они оказались в пермском передвижном музее «Паноптикум». Изначально саркофаг и мумия выставлялись как нечто единое, считается, что так они и попали в Пермь в начале XX века.

Но после реставрации, которую проводили несколько лет назад, стало известно, что мумия и саркофаг принадлежали разным людям и, более того, – временам. Мумии относятся к египтянам, жившим в III и I веке до н.э. – тогда Египтом правила династия Птолемеев. Возраст саркофага после реставрации увеличился аж на 700 лет – он датирован XI-VII веками до н.э. Его стенки покрыты рисунками, связанными с посмертной судьбой владельца. Консультант по древнему Египту, который помогал галерее составлять «Немного страшную выставку», Аркадий Зенков сумел прочитать иероглифы на саркофаге и рассказать немного о личности его владельца. Оказывается, саркофаг принадлежал Хермипару, жрецу богини женственности и материнства Исиды.

Кроме мумий и саркофага, на выставке можно посмотреть на статуэтки египетских богов, изучить иероглифы и узнать, какие органы и каким образом сохраняли перед мумификацией. «Немного страшная выставка» (6+) будет идти в галерее на Окулова, 75, к.3 до июля.
Музей современного искусства PERMM
Музей современного искусства PERMM

Разобранный «Гелендваген»

Инсталляция «Антиформа №15» была создана специально для музея PERMM художником Василием Кононовым-Грединым. «Mercedes-Benz G-Class имеет богатую историю, в которой переплетаются разные временные периоды. Он является символом 1990-х и 2000-х и уже давно стал частью современной российской культуры и фольклора», – рассказывает Василий. Во время работы над антиформой он обнаружил неожиданную историю трансформаций автомобиля, которые тот перенес за свои 40 лет. Оказалось, что брутальная черная обивка автоидеала на самом деле – неродная. Во время работы были обнаружены ярко-желтый пол и внутренние элементы. А на приборной панели оказался выгравирован значок с изображением святого Христофора, который переносит по морю младенца Иисуса, и надпись gute fahrt (с немецкого – пожелание хорошей поездки). Во время создания «Антиформы №15» авто разбиралось на части, при этом автор не использовал клеящие материалы, гвозди и сварку – детали держатся сами по себе и в некоторых местах страхуются стяжками.

В музее современного искусства проходят несколько выставок. Одна из них – «Снежная пыль искрится на солнце» (12+) – представляет собой кинетические скульптуры Анастасии Крохалевой. Автор зовет их «шуршанками», каждой художница пытается поймать метафорическое переживание отношений человека и времени.
Дом Мешкова
Дом Мешкова

Роскошный радиоприемник

На выставке «Музейный дебют» в Доме Мешкова привлекает особое внимание ламповый радиоприемник высшего класса с дистанционным управлением «Фестиваль», разработанный в конце 1950-х годов. Как рассказала научный сотрудник Лидия Цвирко, к приемнику можно было подключить проигрыватель, магнитофон и дополнительный звукоусилитель. Особое размещение динамиков создавало иллюзию объемного звучания, необычная длинная клавиша на панели служила для автопоиска радиостанций. Новинка воспринималась как техническое чудо, особенно на фоне еще бытовавших патефонов. Корпус приемника изготавливался из ценных пород дерева. Стоил роскошный аппарат немало – 2760 рублей при среднемесячной зарплате около 700 рублей.

На выставке «Музейный дебют» (0+) представлено более 360 экспонатов. Все они – поступили в фонды «Дома Мешкова» с 2020 года. Например, на выставке можно увидеть зуб мамонта, клад из 154 монет, обнаруженный при археологических раскопках на ул. Максима Горького в 2022 году, и старопечатную книгу XVII века. Выставка проработает до июля.
Пермская художественная галерея

Портрет Каменского авторства Маяковского

Его предоставила для выставки, посвященной Василию Каменскому, пермская художественная галерея. Рисунок Владимира Маяковского попал туда в 1940-м году. Портрет подарил музею сам Василий Каменский – пермский поэт, художник и первый русский авиатор. Рисунок был создан в Москве, в знаменитом «Кафе поэтов», где друзья часто бывали. Место создания, как и имя того, кому адресован рисунок, обозначено на портрете рукой автора: «Маяковский Ваське. Кафе поэтов. 7 января 1918 г.». Живописных работ Маяковского сохранилось немного, больше известны его агитационные плакаты РОСТА, лубок, графика. Но и сохранившееся наследие демонстрирует художественный дар поэта.

Выставка «Голова в облаках. К 140-летию Василия Каменского» (6+) проходит в Центральном выставочном зале до конца апреля. На ней можно увидеть живописные и графические работы самого Каменского, его фотоснимки и статьи, аудиозапись голоса и уменьшенный макет самолета Блерио, на котором знаменитый пермяк совершил свой полет над Камой.
Ольга Захарова
Ольга Захарова

Пермская Аммония

Девушки-богини с причудливыми прическами отражают вдохновение керамистки, автора выставки «Пермское море» Ольги Захаровой и отсылают к аммонитам, существовавшим в эпоху пермского периода. Из-за своей необычной формы эти раковины получили известность в мифологии, им приписывают различные магические и фантастические свойства. Ископаемая раковина аммонита для многих народов считается символом семейного счастья, достатка и благополучия, а в более широком понимании — бесконечности. Создание образов Пермской Аммонии стало для Ольги Захаровой настоящим творческим открытием. Таинственные спирали, напоминающие бесконечный круговорот времени, заворожили Ольгу. «Моя страсть к керамике и неподдельный интерес к этим загадочным обитателям древнего Пермского моря, стали источником вдохновения для создания чего-то нового, чего-то такого же мифического и красивого как эти существа – так родилась идея "девочки-аммонита". В моем воображении возник образ женственности и грации, олицетворенный в спиральной форме раковины аммонита, являющегося символом вечной жизни и изменчивости природы», – рассказывает художница. Сначала у нее зародился один образ, но вдохновение не знало границ, и так появились несколько богинь. 

Выставка «Пермское море Ольги Захаровой» (0+) начнет действовать в галерее «Пермский период» с 5 апреля до середины мая. На ней можно будет увидеть других обитателей пермского моря: аммонитов, флору и фауну, созданных из керамики руками автора. А до 30 марта в галерее работает выставка вымышленных зооморфных и антропоморфных существ, являющихся героями авторской мифологии звезд русского рока.
Иван Козлов
Елена Бахур

Семейный сервиз

Один из интересных экспонатов выставки «Сохранить нельзя выбросить» — бабушкин сервиз одного из сотрудников Центра городской культуры. Здесь представлены вещи из личных и семейных архивов. Сервиз уже можно назвать семейной реликвией. Сначала он «жил» в Екатеринбурге, в семье работника «Уралмаша»: дедушка подарил его бабушке, возможно, привез из командировки из Москвы, Киева или Ленинграда. И сначала сервиз был единственной гостевой посудой в семье, а потом долгое время стоял у бабушки в серванте. В итоге участница выставки привезла его в Пермь. До наших дней сервиз дожил не весь – только две чайные пары, одинокое блюдце, крышка от сахарницы, сливочник, сухарница и заварник с трещинами. Но его берегут как память о бабушке. Сервиз обещают хранить и передать дочери в надежде, что она тоже оставит семейную реликвию и будет с гордостью рассказывать о ней.

Выставка «Сохранить нельзя выбросить» (16+) проходит в Центре городской культуры до 31 марта. Здесь можно увидеть фотографии из семейных альбомов,  картины, одежда и головные уборы, шахматы. С 29 марта в Центре городской культуры откроется выставка «Участие» — это способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену с помощью нового формата выставки-продажи.

Информационный обзор редакции. 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: