• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Как продавать ковры, быть гопником, дивой и четырехногим перформером — рассказывает художница Данини

Художница Данини — горгулья-гопник 
и богемная дива в одном лице 
продвигает эстетику 2000-х, 
а ее ковры в виде окошек Windows московские модники раскупают быстрее чем сумки-пельмени. «Собака.ru» узнала у правнучки придворного архитектора Сильвио Данини о том, каково быть четырехногим перформером, почему ностальгия продает и что делать, если не получается выбраться из режима «говна на диване».

Платье Dries Van Noten (ДЛТ)

Платье Dries Van Noten (ДЛТ)

Твои ковры — окошки Windows «Не выходи из комнаты» и Ельцин, нарисованный в пейнте, мгновенно разошлись по рукам коллекционеров на ярмарке Cosmoscow, а также по соцсетям и даже попали на сайт Meduza. Поздравляю: теперь ты медийный художник. Проект о ностальгии по 2000-м, которая сейчас в моде, — осознанный шаг? 
Я не делаю проект с расчетом, что он попадет в медиа, я не бью в одну точку постоянно, чтобы люди ассоциировали меня с определенной эстетикой или темой. Да, я стала более видимой, потому что много и долго работала. Банально, но нужно быть активным, чтобы тебя замечали. Однако я не выстраиваю стратегию, я делаю то, что мне хочется. Например, я придумала огромную инсталляцию в виде компьютерного пасьянса «Косынка», в который все играли в детстве. Я не знала, как реализовать такой большой проект, и идея долго пылилась. Потом уже я узнала о биеннале «Артмоссфера», где в итоге реализовался проект. Но бывает и такое: я делаю перформанс от и до на свои деньги, потому что мне необходимо прямо сейчас реализовать его в определенном месте и контексте.

Если бы эти ковры не были «меметичными», похожими на мемы, то вряд ли бы на них обратили внимание, как думаешь?
Понятно, что эстетика 90-х и 2000-х задевает многих, потому что это наше общее ближайшее прошлое. И я, человек с таким же прошлым, и работаю с тем, что мне близко, без всякого расчета. Мемы — это классный источник вдохновения, это коллективная практика обмена информацией, в которой много энергии. Мемы распространяются как клетки, очень быстро, активно, и прямо попадают или не попадают в твоё восприятие. И при этом они свободны от авторства. Мне нравится делать что-то, что может выглядеть как мем.

Работа «Не выходи из комнаты!» (гобелен, вышивка). Галерея «Фрагмент».

Работа «Не выходи из комнаты!» (гобелен, вышивка). Галерея «Фрагмент».

Инсталляция «АААА!». ЦСИ «Винзавод».

Инсталляция «АААА!». ЦСИ «Винзавод».

Но ведь тебе важно понравиться кураторам, коллекционерам, людям, которые принимают решения?
У меня с детства комплекс человека, который хочет нравиться всем бесконечно. Я очень искренне переживаю и расстраиваюсь, если вдруг не понравилась суперрандомному человеку в Интернете, которого я никогда в жизни не узнаю. Мне важен любой отклик на мою работу, и это не зависит от того, находится ли человек в контексте арт-сообщества или нет. Но и, конечно, мне не пофиг, что скажет классный куратор. Я много общаюсь после своих перформансов с людьми — их комментарии помогают проанализировать собственную практику,  потому что она во многом интуитивна.

Платье и ботильоны Prada

Платье и ботильоны Prada

Перформанс «Горгулья». Музей стрит-арта.

Перформанс «Горгулья». Музей стрит-арта.

 

Пока ты жила в Петербурге, то была богемной дивой в блестках и лишь изредка  гопником, а теперь  перевоплощаешься в четырехногое существо без головы. Что случилось?
Для меня важно бесконечное чередование, сочетание диаметрально противоположных вещей. Я по-прежнему обожаю наряжаться и краситься, но хочу реализовывать свое внутреннее самоощущение, которое иногда соответствует гопнику или четырехногому чудовищу. У меня в какой-то момент случился микрокризис: я совсем перестала ассоциировать себя с собственной внешностью. С другой стороны у меня есть обсессивная бесконечная зацикленность на том, как я выгляжу: не могу даже спокойно выйти из дома в магазин — я десять раз переоденусь, накрашусь или наоборот всё сотру. Вообще я не разделяю жизнь и искусство, жизнь и перформативные практики, для меня это всё один бесконечный жизненный процесс. Могу одеться гопником на день рождения подружки, потому что опять хочется побыть им в этот вечер.

Платье, серьги и кольцо Louis Vuitton

Платье, серьги и кольцо Louis Vuitton

Происходило с тобой что-нибудь совершенно безумное во время перформансов?
Один раз, когда я делала «пип-шоу», то перевоплотилась в существо с четырьмя ногами, но оказалось, что костюм был очень тесным и жестким. Перформанс мы делали вместе с моей подругой и художницей Саломеей: я неожиданно появлялась во время дискуссии и прерывала ее. Она играла на басу очень громко, а я танцевала в галерее «Винзавод». В перерывах между появлениями Саломея помогала мне снять этот костюм, чтобы я смогла отдышаться перед следующим выходом. И вот мы прячемся за стену, и я жду, когда Сало снимет с меня костюм, ведь я уже на последнем дыхании, но она вдруг уходит. В этот момент у меня начинается паническая атака внутри этой жопы с ногами, мне начинает казаться, что моя голова сейчас взорвется, я упаду и перестану дышать. Одновременно мне становится дико смешно из-за этого чувства, потому что это максимально нелепо — упасть в обморок на  месте или умереть, потому что твоя голова находится в заднице. В итоге я успокоилась, но это были очень страшные, очень интенсивные и смешные секунды.


В этот момент у меня начинается паническая атака внутри этой жопы с ногами, мне начинает казаться, что моя голова сейчас взорвется, я упаду
и перестану дышать. 

То есть быть перформером — травмоопасно не только психологически, но и физически?
Я бесконечно получаю нелепые травмы: например, отправляюсь в образе гопника на день рождения, потом двое суток провожу в накладной лысине, и у меня воспаляется и распухает лоб. Я иду в травму на третий день с распухшим лбом, пытаюсь объяснить, что со мной произошло, не вдаваясь в подробности. Я недавно подсчитала, что пять раз была в одном и том же московском травмпункте с какой-то нелепой проблемой, о которой мне хочется как можно меньше рассказывать. Пытаюсь делать вид, что это вообще не я, хотя врачи, наверное, каждый день видят людей с такой нелепой ерундой. Травмы после вхождений в образ во время перформанса — это очень смешная категория увечий, конечно.

Брюки и сапоги Isabel Marant, ремень Gucci (ДЛТ)

Брюки и сапоги Isabel Marant, ремень Gucci (ДЛТ)

Юбка и сапоги Dior (Dior), лонгслив Vetements, юбка Isabel Marant (все — ДЛТ), шляпа Cocoshnick (Cocoshnick)

Юбка и сапоги Dior (Dior), лонгслив Vetements, юбка Isabel Marant (все — ДЛТ), шляпа Cocoshnick (Cocoshnick)

Ты переехала в Москву и теперь выдаешь один проект за другим, сотрудничаешь с модной галереей Fragment. Получается, в Петербурге художник может быть только нытиком-маргиналом?
Как человек, выросший в Петербурге, я чувствовала себя тут слишком комфортно, не ощущала ответственности на себе, а ждала, когда что-то будет происходить вокруг. Восхищаюсь такими художниками, как Ася Маракулина, которые приехали из других городов — они знают, что и зачем делают. У них нет проблем с бесконечным внутренним нытьем: почему ничего не получается? И они на своём примере доказывают, что проблема тут не в Петербурге.


Даже если ты чувствуешь себя маленьким и жалким, с этим можно поработать, попытаться использовать свое состояние как материал. 

Как ты перешла от страданий к работе?
В какой-то момент я поняла, что необязательно делать проект уже зная, что он будет реализован и где-то показан. Наоборот — нужно находиться постоянно в режиме художественного процесса, разрабатывать идеи, а не думать: куда мне приткнуть свою деятельность, куда меня возьмут? А, может быть, вообще никуда не возьмут. Ты можешь годами сидеть никому не нужный, но это жизнь художника: либо ты делаешь, либо нет.

Платье Dries Van Noten, сапоги Alexander McQueen (все — ДЛТ)

Платье Dries Van Noten, сапоги Alexander McQueen (все — ДЛТ)

На странице справа: куртка Balenciaga, платье Vetements, серьги и босоножки Bottega Veneta (все — ДЛТ)

На странице справа: куртка Balenciaga, платье Vetements, серьги и босоножки Bottega Veneta (все — ДЛТ)

Что делать художникам, которые надолго зависли в режиме «говна на диване»?
Если ты находишься в режиме «говна на диване», то возьми и перенеси его в свою художественную практику, поработай, сделай что-то — ведь это твое искреннее состояние, естественное. Вряд ли получится его запихнуть куда-то, захлопнуть и резко стать классным, активным, успешным и узнаваемым. Даже если ты чувствуешь себя маленьким и жалким, с этим можно поработать, попытаться использовать свое состояние как материал. Но есть важный момент — надо понимать, чего ты на самом деле хочешь. Так что, проверь для начала. Может, тебе всё это и не нужно. Лол. 


Галерея Fragment

Молодая московская галерея, открытая пиар-специалистом и самым популярным российским арт-блогером Сергеем Гущиным. В соавторстве с главным редактором «Ъ-Арт» и художником Александром Щуренковым он написал бестселлер «Современное искусство и как перестать его бояться». Кроме Данини в пуле Fragment — экспонентка Венецианской биеннале Саша Пирогова и представитель биоарта Илья Федотов-Федоров.

Текст: Александра Генералова
Худрук: Яна Милорадовская
Фото: Алексей Никишин
Стиль: Эльмира Тулебаева
Визаж: Полина Еланская
Волосы: Мария Туева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: