• Город
  • Портреты
Портреты

Елена Коловская

В любом разговоре всегда можно вычленить ключевую фразу. В данном случае она звучит так: "Когда в обществе появляются действительно лишние деньги – тогда появляется рынок современного искусства. Это всегда лишь вопрос времени и лишних денег". Елена Коловская не строит иллюзий по поводу развития современного искусства здесь, но все ее действия (и Института ПРО АРТЕ) говорят о том, что на волне экономического роста в России современное искусство для многих перестанет быть "сложной формой для восприятия". И произойти это может в самом ближайшем будущем.

– Помимо времени и лишних денег, какие еще факторы влияют на проникновение современного искусства в общество?

– Это еще и вопрос визуальной культуры. Когда человека окружает современная архитектура, современный дизайн, то он спокойно вводит это в свой быт и более подготовлен к "экспериментальному" искусству.

– Насколько я понимаю, вы – одни из немногих (если не единственные), кто поддерживает современных композиторов, сочиняющих классическую музыку?

– Ежегодно мы проводим состязания для композиторов – "Пифийские игры". Все композиторы (обязательно российские это принципиально) получают темы, на которые нужно сочинить музыку. На написание музыки у них в распоряжении есть около года. Темы прошедших "Игр" – "Число", "Старые оперы на новый лад". Обычно проходит два-три концерта, на каждом исполняется около пяти новых произведений. Композиторы знают, что у них, условно, десять инструментов, пять голосов, и они должны написать произведение длиной не более двадцати минут. Таким образом, на старте все находятся в одинаковых условиях. Произведения исполняет eNsemble – молодые музыканты, которые работают с нами уже четвертый год. Все, кто пришел на концерт, в конце должны проголосовать за то произведение, которое им больше всего понравилось. Это, конечно, "плебисцит". С другой стороны, такого интереса, какой бывает на наших "Играх", я давно не наблюдала на классических концертах. Когда сидишь в зале, всегда чувствуешь, насколько зал вместе с музыкантами. Бывает, оркестр отдельно – зал отдельно. У нас же – "полное включение", ведь все потом должны голосовать. В конце концов, от слушателей тоже что-то зависит.

– Насколько наши граждане интересуются культурой вообще?

– Если сравнивать с западными странами – интересуются, и очень. Отчасти благодаря, как ни странно, советской власти: сохраняется хорошая привычка ходить в музеи, театры, старшее поколение все еще живет на этом "драйве". Речь идет, конечно, о культуре традиционной. В мире же совсем другие образцы "потребления культуры". В Америке, скажем, опера малодоступна: это очень дорого. У нас же все-таки при желании можно пойти послушать оперу в Мариинский театр.

– А за вход в музей люди должны платить?

– Бывают разные варианты: платный вход, но один день в неделю бесплатный, или бесплатный вход, но билет на так называемые блокбастерные выставки – за большие деньги. Например, в Англии музеи долгое время были бесплатными. Потом решили – какое неразумное расходование государственных средств! Сделали музеи платными. Затем подсчитали экономический эффект – и поняли, что подобная мера не имеет смысла. Потому что, скажем, музейный магазин, который торгует каталогами и сувенирной продукцией, все равно принесет музею больше денег, чем платный вход. Но магазины – это только одна статья дохода в современном музее, на самом деле их больше. И британское правительство пошло на то, чтобы снова сделать все музеи бесплатными, – это, в конечном итоге, вопрос доступности культуры. Наши политики о таких вопросах тоже думают, может быть даже больше, чем нам кажется. Другое дело, какими методами организуется распределение денег и что в итоге получается. У нас с вами эта тема возникла потому, что большинство организаций культуры в России находится на государственном финансировании. Так здесь сложилось. Я бы не стала этого рушить "до основания". Другое дело, что нужны свободные деньги в культурной сфере – для того чтобы возникало что-то новое. Мой опыт показывает, что маленькие независимые организации, будь то танцевальный коллектив или группа художников, должны иметь возможность получить "независимые" деньги, а не ходить обивать пороги у чиновников в надежде, что что-то дадут, и чувствовать себя при этом частью большого государственного механизма.

– Как правильно просить деньги на свои культурные проекты?

– Вопрос "независимых" денег – это уже вопрос доверия и общих ценностей между теми, кто деньги дает (будь то фонды или частные лица), и теми, кто их получает. И это вопрос качества продукта – что в конечном итоге на эти деньги будет сделано. И, что в России пока не очень популярно, как мы отчитаемся перед человеком, который нам дал денег. А это уже вопрос менеджмента: ты взял деньги, ты обязан за них отчитаться. Такой кодекс: нужно уметь грамотно говорить спасибо.

Материал из номера:
HAPPY END
Люди:
Елена Коловская

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: