18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Коллекционировать искусство
Искусство

Елена Тальянская: "Возможно, мы не доживем до того момента, когда наши картины подорожают"

Зачем привозить из Нигерии магнитик, если можно привезти картину? Какой смысл украшать квартиру пластиковой лепниной за пять тысяч долларов, если можно купить эксклюзивную работу современного художника? Вместе с известными в Нижнем коллекционерами, владельцами «Галереи 9Б» Еленой Тальянской и Георгием Смирновым разбираемся, как, не имея специализированного образования, начать делать первые шаги в коллекционировании современного искусства, что читать, куда ходить, кого слушать.

Были ли у вас в семье коллекционеры?

Елена: В моей семье всегда уважали изобразительное искусство, особенно мама. Она и сейчас покупает работы художников, потому что стены дома не должны быть голыми.

Георгий: Мои родители покупали альбомы, книги по искусству, биографии художников, много ездили по музеям. Хотя, уверен, в роду такие люди точно были: на старых фотографиях нашей семьи у прапрадедушки в доме висит много картин.

То есть можно сказать, что вы с детства связаны с искусством?

Георгий: Мы занимались самообразованием в этой сфере. Ходили на выставки, вырезали из журналов репродукции и украшали ими стены. Тогда была доступна книга «Антиискусство», где критиковали зарубежную культуру, но все-таки знакомили с работами некоторых выдающихся авторов. Конечно, в советское время были не только условные Третьяковка и Русский музей, творили и подпольные авторы, нонконформисты, но с ними массовая публика была знакома мало.

Помните, с какой работы у вас все началось?

Елена: С работы «Георгий Победоносец» нижегородского художника Александра Данилова, который сейчас живет в Италии.

А какой особенно гордитесь?

Елена: У меня недавно спросили, какая работа в коллекции любимая. И я ответила, что последняя, которую купила. Тут то же самое.

Картинами каких художников хотите обладать?

Елена: Михаила Рогинского, потому что хочу составить свое представление, почему он гений.
Люди, которых я уважаю и которым верю больше, чем себе, говорят, что он великий. Думаю, если в коллекции появится хотя бы одна его работа, я смогу понять его идеологию.

Как формируется ваша коллекция?

Георгий: Коллекция – это следствие наших перемещений в пространстве. Многие люди привозят из путешествий магниты на холодильник, а мы – произведения искусства. Через работы современных художников мы коллекционируем яркие эмоции.

Елена: Например, недавно мы были в Нигерии и познакомились с семьей, для которой коллекционирование – это образ жизни. Они часто устраивают приемы с известными художниками, у них даже есть своя галерея. Когда мы в нее пришли и увидели картины, даже торговаться не стали – купили недорогую работу молодой местной художницы. Хотя, замечу, цены в Нигерии выше, чем на российских ярмарках современного искусства.

Но по образованию вы не искусствоведы. Есть ли у вас советники, которые помогают ориентироваться в современном искусстве и покупать «правильные» работы?

Елена: Каждому нужен свой учитель. Мы постоянно консультируемся с галеристами, стаж работы которых более 20 лет, и с профессиональными искусствоведами, например Сергеем Поповым. Следим за другими коллекционерами, спрашиваем, где, что, зачем они покупают. Но первый человек, к которому мы пошли с вопросами о том, как устроена эта сфера, – Анна Марковна Гор. Мы ездим на ярмарки и повышаем насмотренность. Со временем круг консультантов только растет и ширится.

А вообще для того, чтобы коллекционировать современное искусство, обязательно в нем разбираться самому или достаточно окружать себя экспертами?

Георгий: Ты должен хотя бы понимать язык, на котором общаются в мире современного искусства, иметь определенную насмотренность и понимать тренды в арт-сфере. В этом нужны помощники – люди, которые всю жизнь посвящают искусству, которые думают и смотрят на этот мир по-другому. Конечно, есть гении, которые собрали бесценные коллекции, опираясь во многом на свой вкус, а не на моду, вроде Сергея Щукина и Ивана Морозова, но это скорее исключения из правил.

Кстати, о вкусах. Ваши совпадают друг с другом?

Георгий: Да, и к тому же мы абсолютно лояльны друг к другу. Иногда ходим по большим выставкам и ярмаркам по одному, фотографируем работы, которые понравятся, а после сверяемся. И процент совпадения высокий.

У вас это не инвестиции, а дело для души?

Елена: Инвестирование вторично, так как купить легко – продать сложно. Думаю, у нас есть работы, которые точно не подешевеют. Скорее всего, они уже подорожали. Но это очень длительный процесс роста цен, который может занять более тридцати лет. Возможно, и не доживем.

А почему именно современное искусство?

Елена: Все новаторское в сфере искусства, да и не только, воспринимается критически. В сознании людей идет борьба. А нам не хочется бороться с новым, нам хочется идти с ним в одном направлении.

В вашей коллекции есть работы авторов, чей успех вы предсказали, – допустим, купили картину у неизвестного художника, а через год-два он стал знаменитым на всю Россию?

Елена: Сейчас пытаемся развивать молодых художников, надеемся, что так с ними и будет (смеется). Вообще иногда, наоборот, можно встретить художника, который написал пару интересных, актуальных работ, а после выгорел. И он такой не один. Так что предсказать успех сложно. В кино это может произойти, а в жизни – вряд ли.

С чего, с кого рекомендуете начать коллекционирование?

Елена: С молодых художников. Рекомендую идти в галереи и искать то, что душе угодно. Метод выбора галереи аналогичен методу выбора одежды. Вы же идете в тот магазин, в котором интересный дизайнер и хорошее качество. И тут то же самое. А еще окружайте себя людьми, которые разбираются в этой теме, и читайте книги. Покупайте тиражные работы и не думайте о росте стоимости на искусство.

Какую книгу рекомендуете прочитать, чтобы понять механику коллекционирования современного искусства?

Елена: Очень советуем «Бум» Майкла Шнейерсона.

Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Алина Абрамова
Стиль: Мария Мужжухина
Локация: «Особняк 1857»

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство,

Комментарии (0)

Купить журнал: