18+
  • Экология
  • Экология
Экология

Иван Носков: «Нет оснований включать Дзержинск в антирейтинги»

Дзержинск в 2021 года выбыл из рейтингов экологически неблагополучных городов – и планеты, и страны. Чтобы понять, как изменились жизнь и экология во втором по размерам городе Нижегородской области «НН.Собака.ru» поговорила с главой Дзержинска Иваном Носковым, который расставил для нас точки перемен.

Многие по-прежнему считают Дзержинск «самым грязным городом», а кроме того есть стереотип, что дзержинские заводы как встали в 90-е, так и стоят заброшенными. А вы говорите, что местная промышленность переживает ренессанс?

Часть территории завода «Заря» – яркий пример заброшенной в 90-е дзержинской промзоны. Но сейчас при поддержке федерального центра мы реализуем здесь проект экопромпарка: собираем на одной территории предприятия, которые занимаются вторичной переработкой ресурсов. Некоторые из них уже успешно работают. Чтобы они развивались, вместе с правительством Нижегородской области ремонтируем подъездные дороги, увеличиваем подачу энергоресурсов, а главное, организуем современный научно-технический центр, в котором каждый резидент сможет вести собственную научную деятельность, разрабатывать новые технологии и образцы продукции. В возрождении дзержинской промышленности помогает и область –  в 2021 году была создана особая экономическая зона «Кулибин». Проект оказался удачным, в этом году ОЭЗ увеличили сразу в десять (!) раз, до 700 гектаров. Сами промышленники тоже открывают новые линии и новые производства, из небольших цехов вырастают предприятия. Да, заводов-гигантов практически не осталось, но и промышленность перешла с экстенсивного пути развития на интенсивный.

Сколько будет компаний-резидентов в экомпромпарке и чем конкретно они будут заниматься?


«НН.Собака.ru» проверила актуальные данные Минприроды и Росприроднадзора России, Обзора состояния и загрязнения окружающей среды в РФ от Росгидромета, Национального экологического рейтинга Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», рейтинга КБ «Стрелка» и мирового рейтинга IQAir: Дзержинска действительно нет в топе загрязненных городов.


Заявлены восемь компаний, которые будут перерабатывать макулатуру, полимеры, автошины, стеклобой, утилизировать электробытовую и офисную технику. Не складировать, а именно отправлять в переработку – планируемый объем переработки составляет около 850 тысяч тонн вторичных ресурсов в год. И в перспективе это вторсырье не только Дзержинска и Нижегородской области, но и всего ПФО.

Для округа в целом это только плюс, но как повлияет открытие экопромпарка на состояние экологии в самом Дзержинске?

Все производства пройдут государственную экокспертизу. Требования к предприятиям в части экологии предъявляются очень жесткие, к тому же современные технологии значительно изменились. Экологический ущерб от современных производств на несколько порядков ниже, чем даже 20–30 лет назад. Смысл технопарка именно в переработке – то есть то, что раньше каким-то образом консервировалось или складировалось, будет получать вторую жизнь.

А кто будет работать на этих предприятиях? Часть дзержинского ДНК как города – это люди, которые приезжали строить столицу советской химии со всей страны. Сейчас кадров хватает?

Экопромпарк создаст около двух тысяч новых рабочих мест, и действительно, дефицит кадров – сейчас важная проблема для нашего города. Мы восстанавливаем эффективную систему подготовки, начиная буквально со школьной скамьи: построили школу «Город наук» с физико-математическим уклоном в новом микрорайоне Комсомольский, открываем менделеевские классы, где дети изучают практическую химию. В этом году в рамках госпрограммы «Профессионалитет» выиграли грант на создание образовательного центра для студентов техникумов и колледжей, который поможет дать ребятам больше практических знаний.

Расскажите про ваш дендропарк: многие нижегородцы даже не знают об этом уникальном природном объекте.

Люди, которым в советское время пришлось вырубить лес, чтобы построить город химиков, не до конца учли особенности местных почв. Природа этой ошибки не простила – старожилы вспоминают, что песок заметал дороги, проникал в дома. Чтобы восстановить природный баланс, необходимы были сотни тысяч саженцев и сеянцев деревьев, кустарников, цветов. И лесовод Иван Ильяшевич в середине прошлого века создал питомник, привлек к высадке деревьев горожан. Его усилиями вокруг Дзержинска высадили более 30 миллионов деревьев, и пески отступили. Ильяшевич был искренне влюбленным в свое дело человеком, и чисто прикладное значение питомника в какой-то момент перестало его устраивать. Тогда он разбил большой дендропарк. Это видно даже по цифрам – сегодня питомник занимает чуть более 15 процентов всей площади дендрария. Остальное – зоны экспозиции и рекреации, в которых растет более сотни видов деревьев и кустарников из других климатических зон. Но всем этим нужно заниматься, а дендропарк долгое время не получал нужного внимания и финансирования.

Вы помните, как впервые увидели это место?

Помню. Первое впечатление было, честно говоря, удручающее. Ехал вокруг Святого озера на велосипеде, заехал в дендропарк – заросли кустарника, больные деревья, сухостой… Стало очевидно, что нужно либо начинать работу по восстановлению дендрария, либо проститься с ним навсегда. Сейчас уже понятно, что после долгих лет запустения у этого места большое будущее.

 В прошлом году мы начали готовить проект комплексного благоустройства территории озера Святого и дендропарка. Здесь растет более 113 тысяч деревьев и кустарников, все нужно обследовать – это большой объем работ. Специалисты сейчас завершили инвентаризацию, дали рекомендации по уходу, санитарной и омолаживающей обрезке, по очистке от валежника и сухостоя. Они же обозначили места возможной установки беседок и малых архитектурных форм.

И все-таки одним из своих главных проектов вы называете не экопромпарк, новые дороги, новый ЖК в Комсомольском микрорайоне или дендрарий, а водо- и газопровод в Пыре, почему?

Пыра – это поселок на две тысячи человек, который входит в состав городского округа, и здесь до этого года не было газа и даже нормального водоснабжения: газ привозной, из кранов многоэтажек – даже не частных домов(!) – текла техническая вода. Городские системы водоснабжения и водоотведения так давно выработали ресурс, а люди так давно ждали нормальные газ и воду, что даже боязно было приезжать сюда впервые. Но благодаря федеральному проекту «Развитие систем водоснабжения и водоотведения» мы в итоге проложили более 40 км водопроводных сетей. Для сравнения: протяженность жилой части Дзержинска – около 9 км.

А что за иллюминация на водонапорной башне – при дневном свете плохо видно?

Это подрядчик установил по своей инициативе герб Дзержинска – вроде в общем объеме работ деталь незначительная, но она о многом говорит. Сегодня чистая вода и газ уже пришли в дома и квартиры, работы закончены на 80 процентов. Еще немного, и я смогу с уверенностью сказать, что это был самый крупный инфраструктурный проект с момента основания Дзержинска…

…который больше не «самый грязный город мира»?

Я считаю, что Дзержинску в этом топе делать было изначально нечего. Эта «репутация» была искусственно создана с целями, далекими от заботы об экологии. Но проблемы накопленного в советское время экологического ущерба, конечно, еще остались. Ведем работы по ликвидации мусорного полигона «Игумново» площадью 11 гектаров – планируем закончить эту работу до конца 2024 года. Часть крупных проектов ликвидации и рекультивации находятся в федеральном ведомстве. А силами города мы два последних года активно боролись с мусором в городских лесах – вычистили 256 стихийных свалок общей площадью более 106 тысяч кубометров. Будем продолжать эту работу независимо от каких-либо рейтингов.

Текст: Валентина Переведенцева
Фото: Арина Федотова
Одежда: Маркиз&Маркиза Concept Store Premium
Свет: Comilfo
Продюсеры: Мария Чернова, Наталья Старова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: