• Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Анна Пармас о приходе женской эры в кино

Альманах «Петербург. Только по любви», состоящий из семь новелл, снятых женской сборной с Авдотьей Смирновой и Ренатой Литвиновой в составе,открыл вне конкурса 27-ой «Кино­тавр». Автор самых успешных клипов группы «Ленинград», режиссер и сценарист Анна Пармас не только сняла самую феминную его короткометражку, но и вошла в состав жюри главного российского киносмотра.  

Петербург в альманахе «Петербург. Только по любви» — это герой, а не просто место действия, и это чувствуется. Хотя новеллы не только про город, но и про людей, через призму которых мы его видим. Из петербургских режиссеров в фильме участвуем только я и Авдотья Смирнова, но остальные тоже смогли передать нежные чувства к Петербургу. Видимо, все любят наш город — его невозможно не любить.

Моя новелла «Девочки» — ироничная история про наших мам. Не встречала, даже при абсолютно мирном развитии отношений в семье, дочери, у которой не было бы каких-то вопросов к своей матери. Фильм про двух сильных женщин: одной (героине Надежды Маркиной) за шестьдесят, второй (Светлане Камыниной) — около сорока. Обе они оказались впервые за долгое время в не­устойчивом положении: дочь ждет третьего ребенка, а мужа выгнала за измену. Во время разговора всплывает конфликт, в последнее время общий для многих семей, — хороший Сталин или плохой. Это и смешно, и грустно: вместо того чтобы обсуждать семейные проблемы, у них все переходит в политический спор, который заканчивается ссорой.

Года три или четыре назад конкурсная программа «Кинотавра» процентов на шестьдесят состояла из картин, снятых женщинами, в этом — треть из четырнадцати фильмов. Тенденция сохраняется. Куда деваются мужчины из кино? Сергей Шнуров хорошо высказался на эту тему. Когда его спросили, почему он начал писать женские песни, а в группе появился женский вокал, он ответил, что в последнее время все меньше интересна мужская фауна, потому что она обеднела. Если обращаться к архетипам, женщины, наоборот, становятся все разнообразнее и интереснее. Возможно, в этом как раз и причина феминизации в кино.

С точки зрения механизма, режиссеру-женщине, с одной стороны, сложнее, с другой — легче. Вы должны управлять энным количеством людей, при этом большая часть из них — мужчины. Речь не об актерах, а о съемочной группе, каким-то образом нужно держать в тонусе операторов, художников, осветителей. Один самец послушает другого, если он альфа-самец. Женщинам приходится быть хитрее, чтобы держать команду. Но мы с детства привыкли к большей гибкости.

Без намеков на ориентацию и физиологию, но совершенно точно в каких-то женщинах сидят мальчики, а в каких-то мужчинах — девочки. Казалось бы, вы смотрите сентиментальную, тонкую женскую работу, а на самом деле режиссер — мужчина. А бывают женщины с мужской хваткой: смотришь кино и понимаешь, хотя это грубо звучит, что у нее есть яйца. Более того, чугунные. Это зависит от внутреннего ребенка в каждом — мальчик он или девочка.

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла «Девочки» киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Про женщин мне легко писать потому, что сужу я не только по себе, но и по близким подругам, которых знаю как себя, и догадываюсь об их душевных порывах и мотивах. Благодаря друзьям-мужчинам, которые мне честно отвечают, что тот или иной поступок значит, я более-менее ориентируюсь и в их поведении. Они, конечно, попроще. Не надо усложнять внутренний мир мужчин, сравнивая их с собой. Нам в это трудно поверить: кажется, что они такие же, внутри все напутано, но это не так. Мне присылали сценарии хороших брутальных комедий, но я отказывалась от маскулинного кино по той причине, что всегда тянет что-то усложнить, изучить и, может, в какую-то другую сторону увести сюжет.

Мы с Сережей Шнуровым знакомы с 1995 года, так как вместе работали на радио «Модерн». Когда год назад он предложил снять «Ленинграду» клип на песню «Экспонат», я в этом жанре не особенно ориентировалась. Возможно, поэтому и произошло что-то необычное. Мы договорились, что раз я умею рассказывать истории, то это и попробуем сделать. Думаю, успех и миллионы просмотров клипов связаны с тем, что мы любим своих героев, это наши соседи, друзья, обычные реальные люди.

После «Экспоната» многие девушки сказали: «Какое счастье, что я не такая». Да ладно вам врать! Неужели не было в жизни ситуации, когда вы делали немыслимые вещи, чтобы понравиться молодому человеку? Или не было такого, что сейчас вы идете с ним пить кофе, а сами мысленно замуж выходите и второго сына в армию провожаете? Мы так устроены. В клипе мы постарались быть максимально честными — и у нас получилось.

Для меня как режиссера кастинг — это семьдесят процентов успеха. Я предлагаю актерам сыграть их персонажей и смотрю, насколько им этот персонаж близок, а также прошу отпускать себя и импровизировать. Это обязательное условие. Если человек будет органично в этом образе работать, понимаю, что он подходит. Мне везло, и почему-то герои всегда находились уже после просмотра десяти артистов. Например, на главную роль «Экспоната» мы посмотрели семьдесят девушек, а Юля Топольницкая была третьей. Я сразу ее заметила и полюбила, но подумала, что не может сразу так повезти, а в итоге остальные ее не превзошли.

Еще мнение о «Петербург. Только по любви»:

Эдуард Пичугин, директор «Ленфильма»

Идея создать кино, намеками повторяющее известную франшизу, возникла у продюсера Сергея Сельянова давно. Но все же захотелось привнести в этот проект что-то особенное. Было решено, что о Петербурге не мифическом, а реальном, живом расскажут режиссеры-женщины. Вообще кинематограф 2010-х годов неожиданно стал женским. Представьте, в этом году на традиционно мужской операторский факультет ВГИКа прошли конкурс двадцать пять человек, из них мужчин — восемь!»

 

текст: Елена Анисимова
фото: архивы пресс-служб

Материал из номера:
Июнь №185
Люди:
Сергей Шнуров, Анна Пармас

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: